Балтийский регион

2019 Том 11 №2

Назад к списку Скачать статью Download the article

Сценарное моделирование отдель­ных направлений обеспечения роста экономической эффективности региональ­ного транспортного комплекса российского эксклава на Балтике

DOI
10.5922/2079-8555-2019-2-4
Страницы / Pages
51-72

Аннотация

Реализация имеющегося высокого транс­портно-логистического потенциала Калинин­градской области ограничена сегодня дей­ствием ряда лимитирующих факторов. Дан­ная проблема, обозначаемая авторами как «эффект транспортного тупика» (transport deadlocks), определяет и низкую вовлечен­ность транспорта в региональную экономи­ку. Это проявляется на уровне формирования валовой добавленной стоимости региона, где участие и вклад транспорта ниже потенци­ально возможного, исходя из его ключевой роли в экономике Калининградской области. Поэтому данное исследование обращено к оценке отдельных направлений обеспечения роста экономической эффективности транс­портного комплекса региона, системно про­яв­ляющихся на уровне изменения такого ин­те­грального показателя, как добавленная стоимость. Рассматривается преобладаю­щее влияние на экономическую эффектив­ность, которое оказывают помимо прочих структура перевозимых грузов и особенности перераспределения добавленной стоимости в пользу региональных участников в процессе организации транспортировки. С использова­нием авторской имитационной модели и раз­работанной информационно-аналитической системы «СОТТКО» проводится сценирова­ние и оценка изменения добавленной стоимо­сти на примере отдельных категорий грузов, соответствующих промежуточным, инве­стиционным и потребительским товарам, согласно общепринятой Международной клас­сификации по широким экономическим категориям (МКТ ШЭК-4). Результаты рас­четов показывают, что потенциал увеличе­ния добавленной стоимости и связанный с этим рост экономической эффективности транспортного комплекса региона обусловлен переориентацией на перевозку инвестицион­ных и потребительских товаров. При этом наибольший эффект достигается по желез­но­дорожному и автомобильному видам транс­порта. Для морского транспорта пре­об­ла­да­ющее значение сохраняет рост физи­ческого объ­ема перерабатываемых грузов. Результа­ты исследования и использованные инстру­мен­ты моделирования применимы к другим ре­гионам как для анализа актуальной ситуа­ции и оценки эффективности транспортного комплекса, так и для выявления условий роста отрасли, в частности при разработке проектов и предложений по интенсифи­кации транспортных услуг.

Abstract

The development of the considerable transport and logistics potential of the Kaliningrad region is hampered by several factors. This problem, to which we will refer to as a transport deadlock effect, translates into the limited contribution of transport to the regional economy. Particularly, it manifests itself at the level of regional gross value added, where the contribu­tion of transport is much smaller than one might expect given the significant role the industry plays in the economy of the region. In this study, we examine major ways of increasing the economic efficiency of the regional transport system from the value added perspective. We posit that the structure of cargo handled and the redistribution of value added in favour of regional actors have the dominant influence on economic efficiency. Using our own simula­tion model and the earlier developed system of transport tariffs and value added calculation for the Kaliningrad region, we produce scenarios and consider changes in value added in the case of selected cargoes carrying intermediate, investment, and consumer goods (as defined in the International Classification for Broad Economic Categories ICT BEC-4). Our calcula­tions show that higher value added and greater economic efficiency of a regional transport system are associated with re-orientation towards investment and consumer goods. The most visible effect is associated with rail and road transport. As to sea transport, the decisive role is played by an increase in the physical volume of cargo handled. The results of this study and its modelling tools can be applied in the analysis of the current situation and in the assess­ment of the efficiency of transport systems in other regions. Another possible application is the identification of growth conditions for an industry, particularly, when developing projects and proposals for increasing the efficiency of transport services.