Платформенные рынки: место в теории развития мезоэкономических систем и вызов пространственным исследованиям :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Платформенные рынки: место в теории развития мезоэкономических систем и вызов пространственным исследованиям

Title Platform Markets: Their Place in the Theory of Mesoeconomic System: Development and a Challenge to Spatial Studies
Автор Гареев Т. Р.
Author(s) Gareev T. R.
DOI 10.5922/2079-8555-2018-2-2
Страницы/Pages 26-38
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова платформа, платформенные рынки, платформенная экономика, сетевые эффекты, кластер, конгломерат, локальная экономическая зона, мезоэкономическая система, агломерация, пространственная экономика
Keywords platform, platform markets, platform economy, network effects, cluster, conglomerate, local economic zone, mesoeconomic system, agglomeration, spatial economics
Аннотация Последние три десятилетия представители различных дисциплин внимательно наблюдают за феноменом развития платформенных рынков, которые превращаются в очередной долгосрочный тренд в экономической политике. В данной работе рассматриваются платформенные рынки как институционально-технологические системы. Платформы создают системы правил, а также механизмы, стимулирующие агентов к принятию, поддержанию и развитию стандартов, распространяемых наиболее успешными платформами. Платформенные рынки наряду с экономическими зонами и кластерами относятся к двухфакторным мезоэкономическим системам. В статье рассматриваются отличия двухфакторных систем от традиционных однофакторных группировок (агломераций, отраслей и конгломератов). Предлагается общая теоретическая рамка исследования двухфакторных мезоэкономических систем, на основе которой проводится их сравнительный анализ. Особенностью платформ является то, что связанные с ними внешние эффекты и институты благодаря цифровым технологиям поддаются формализации (в отличие от агломерационных внешних эффектов, характерных для экономических зон, или локально-специфических внешних эффектов, характерных для кластеров). Отмечается, что в повестке исследований тематика платформ приходит на смену экономическому зонированию и кластированию экономической деятельности.
Abstract (summary) Over the past three decades, researchers across different disciplines have paid close attention to the development of platform markets — an emergent long-term trend in economic policy. I consider platform markets as institutional and technological systems. Platforms create systems of rules and mechanisms that stimulate agents to adopt, maintain, and improve standards disseminated by the most successful platforms. Similarly to economic zones and clusters, platform markets are two-factor mesoeconomic systems. In this article, I consider the differences between two-factor systems and traditional one-factor groupings (agglomerations, industries, and conglomerates). I present a general theoretical framework for studying two-factor mesoeconomic systems, which is employed in a comparative analysis. A specific feature of platforms is the contribution of digital technology to the formalisation of relevant external effects and institutions, whereas economic zones are characterised by the external effects of agglomeration and clusters — by locally specific effects. Platforms are replacing economic zoning and clustering on the research agenda.
Список литературы 1. MGI. Digital globalization: The new era of global flows. McKinsey & Company, 2016.
2. Kinsley S. The matter of ‘virtual’ geographies // Progress in Human Geography. 2014. Vol. 38, № 3. P. 364—384.
3. Kenney M., Zysman J. The rise of the platform economy // Issues in Science and Technology. 2016. Vol. 32, iss. 3. URL: http://issues.org/32-3/the-rise-of-the-platform-economy/ (дата обращения: 07.12.2017).
4. Evans P., Gawer A. The Rise of the Platform Enterprise: A Global Survey. The Center for Global Enterprise, 2016.
5. Anttiroiko A., Pekka V., Bailey S. Smart cities in the new service economy: Building platforms for smart services // Artificial Intelligence and Society. 2014. № 29. P. 323—334.
6. OECD. Trust in peer platform markets: Consumer Survey Findings // OECD Digital Economy Papers. 2017. № 263.
7. Rochet J., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. № 4. P. 990—1029.
8. Elsner W., Heinrich T. Coordination on «Meso»-Levels: On the Co-evolution of Institutions,  Networks and Platform Size // Sectors matter! Exploring Mesoeconomics / еd. S. Mann. Springer, 2011. P. 115—165.
9. Коваленко А. И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10, № 3 (57). С. 64—90.
10. Шаститко А. Е., Паршина Е. Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Современная конкуренция. 2016. Т. 9. № 1 (55). С. 5—18.
11. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, № 4. С. 57—78.
12. Evans D. Platform Economics: Essays on Multi-Sided Businesses. Competition Policy International, 2011.
13. Argenton C., Prufer J. Search Engine Competition with Network Externalities // Journal of Competition Law and Economics. 2012. Vol. 8, iss. 1. P. 73—105.
14. Belleflamme P., Peitz M. Industrial Organization: Markets and Strategies. Cambridge University Press, 2010.
15. Langley P., Leyshon A. Platform capitalism: The intermediation and capitalization of digital economic circulation // Finance and Society. 2017. № 3 (1). P. 11—31.
16. Church J., Gandal N. Network Effects, Software Provision and Standardization // Journal of Industrial Economics. 1992. № 40. P. 85—104.
17. Шай О. Организация отраслевых рынков: Теория и ее применение. М., 2014.
18. Turok I., Bailey D., Clark J. et al. Global reversal, regional revival? // Regional Studies. 2017. Vol. 51, iss. 1. P. 1—8.
19. Демьяненко А. Н. Мезоэкономика… теперь и развития (заметки на полях книги «Мезоэкономика развития») // Пространственная экономика. 2013. № 1. С. 144—170.
20. Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 2013. 
21. Смородинская Н. В. Глобализированная экономика: от иерархии к сетевому укладу. М., 2015.
22. Гареев Т. Р. Кластеры в институциональной проекции: к теории и методологии локального социально-экономического развития // Балтийский регион. 2012. № 3. С. 7—33.
23. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. Новосибирск, 2015.
24. Kosinski M., Wang Y., Lakkaraju H., Leskovec J. Mining Big Data to Extract Patterns and Predict Real-Life Outcomes // Psychological Methods. 2016. Vol. 21, № 4. P. 493—506. 
25. Edwards J. Amazon might be lowering the rate of inflation globally // Business Insider. 08.10.2017. URL: http://www.afr.com/technology/web/ecommerce/amazon-might-belowering-the-rate-of-inflation-globally-2... (дата обращения: 07.12.2017).
26. Новые производственные технологии : публичный аналитический доклад / ред. И. Г. Дежина, А. К. Пономарев, А. С. Фролов. Сколтех, 2015.
Reference 1. MGI. Digital globalization: The new era of global flows, 2016, McKinsey & Company, 156 p.
2. Kinsley, S. 2014, The matter of ‘virtual’ geographies, Progress in Human Geography, Vol. 38, no. 3. p. 364—384.
3. Kenney, M., Zysman, J. 2016, The rise of the platform economy, Issues in Science and, Vol. XXXII, no. 3, Spring 2016, available at: http://issues.org/32-3/the-rise-of-the-platformeconomy (accessed 07.12.2017).
4. Evans, P., Gawer, A. 2016, The Rise of the Platform Enterprise: A Global Survey, The Center for Global Enterprise.
5. Anttiroiko, A., Pekka, V., Bailey, S. 2014, Smart cities in the new service economy: Building platforms for smart services, Artificial Intelligence and Society, no. 29, p. 323—334.
6. OECD. Trust in peer platform markets: Consumer Survey Findings, 2017, OECD Digital Economy Papers, no. 263.
7. Rochet, J., Tirole, J. 2003, Platform competition in two-sided markets, Journal of the European Economic Association, no. 4. p. 990—1029.
8. Elsner, W., Heinrich, T. 2011, Coordination on “Meso”-Levels: On the Co-evolution of Institutions, Networks and Platform Size. In: Mann, S. (ed.) Sectors matter! Exploring Mesoeconomics, Springer, p. 115—165.
9. Kovalenko, A. I. 2016, The problems of research of multilateral platforms, Sovremennaya konkurentsiya [Contemporary competition], Vol. 10, no. 3(57), p. 64—90 (in Russ.).
10. Shastitko, A. E., Parshina, E. N. 2016, Markets with two-way network effects: specification of the domain, Sovremennaya konkurentsiya [Contemporary competition], Vol. 9, no. 1 (55), p. 5—18 (in Russ.).
11. Yablonsky, S. A. 2013, Multilateral platforms and markets: basic approaches, concepts and practices, Rossiiskii zhurnal menedzhmenta [Russian Management Journal], Vol. 11, no. 4, p. 57—78 (in Russ.).
12. Evans, D. (ed.) 2011, Platform Economics: Essays on Multi-Sided Businesses, Competition Policy International.
13. Argenton, C., Prufer, J. 2012, Search Engine Competition with Network Externalities, Journal of Competition Law and Economics, Vol. 8, no. 1, p. 73—105.
14. Belleflamme, P., Peitz, M. 2010, Industrial Organization: Markets and Strategies, Cambridge University Press.
15. Langley, P., Leyshon, A. 2017, Platform capitalism: The intermediation and capitalization of digital economic circulation, Finance and Society, no. 3 (1), p. 11—31.
16. Church, J., Gandal, N. 1992, Network Effects, Software Provision and Standardization, Journal of Industrial Economics, no. 40, p. 85—104.
17. Shai, O. 2014, Organizatsiya otraslevykh rynkov: Teoriya i ee primenenie [Organization of industrial markets: Theory and its application], Moscow (in Russ.).
18. Turok, I., Bailey, D., Clark, J., Du, J., Fratesi, U., Fritsch, M., Harrison, J., Kemeny, T., Kogler, D., Lagendijk, A., Mickiewicz, T., Miguelez, E., Usai, S., Wishlade, F. 2017, Global reversal, regional revival? Regional Studies, Vol. 51, no. 1, p. 1—8. 
19. Demyanenko, A. N. 2013, Mesoeconomics... now and development (notes on the margins of the book "Mesoeconomics of Development"), Prostranstvennaya ekonomika [Spatial Economics], no. 1, p. 144—170 (in Russ.).
20. Dawkins, R. 1976, The Selfish Gene, Oxford University Press, 224 p. 
21. Smorodinskaya, N. V. 2015, Globalizirovannaya ekonomika: ot ierarkhii k setevomu ukladu [The globalized economy: from the hierarchy to the networked way of life], Moscow (in Russ.).
22. Gareev, T. R. 2012, Clusters in the institutional perspective: on the theory and methodology of local socioeconomic development, Balt. Reg., no. 3, p. 4—24. doi: 10.5922/2079-8555-2012-3-1.
23. Markov, L. S. 2015, Teoretiko-metodologicheskie osnovy klasternogo podkhoda [Theoretical and methodological foundations of the cluster approach], Novosibirsk, 300 p. (in Russ.).
24. Kosinski, M., Wang, Y., Lakkaraju, H., Leskovec, J. 2016, Mining Big Data to Extract Patterns and Predict Real-Life Outcomes, Psychological Methods, Vol. 21, no. 4, p. 493—506.
25. Edwards, J. 2017, Amazon might be lowering the rate of inflation globally, Business Insider, 08.10.2017, available at: http://www.afr.com/technology/web/ecommerce/amazonmight-be-lowering-the-rate-of-inflation-globally-2... (accessed 07.12.2017).
26. Dezhina I. G. (ed.) 2015, Novye proizvodstvennye tekhnologii [New production technologies], public analytical report, Skultech, available at: ftp://ftp.repec.org/opt/ReDIF/RePEc/gai/ruserr/154Dezhina.pdf (accessed 4.2.2018) (in Russ.).

Назад в раздел