Страны Балтийского региона в глобальном кулинарном пространстве :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Страны Балтийского региона в глобальном кулинарном пространстве

Автор Рахманов А. Б.
DOI https://doi.org/10.5922/2074-9848-2017-2-7
Страницы/Pages 122-141
Статья Загрузить
Ключевые слова глобальное кулинарное пространство, кулинарные державы, кулинарный суверенитет, кулинарный национализм, кулинарный космополитизм, Балтийский регион, Россия, Германия
Keywords global culinary space, culinary powers, culinary sovereignty, culinary nationalism, culinary cosmopolitism, Baltic region, Russia, Germany
Аннотация Глобализация создает глобальное кулинарное пространство, в котором взаимодействуют и конкурируют кулинарные традиции различных стран мира. Автор ставит себе задачей исследование особенностей кулинарного пространства девяти стран Балтийского региона. Эмпирической основой выступает статистика количества ресторанов различных национальных кухонь в основных городах региона. В балтийском кулинарном пространстве присутствуют ведущие мировые кухни (итальянская, японская, китайская и т. д.) и национальные кухни стран региона. Ведущие мировые кухни оказываются более влиятельными, чем местные. Ряд стран Балтийского региона (Россия, Польша, Швеция, Латвия, Дания) обладают кулинарным суверенитетом, поскольку их население предпочитает национальную кухню. Вместе с тем население некоторых стран региона (Финляндии, Эстонии, Литвы) ориентировано главным образом не на свою кухню, а на ведущие мировые — итальянскую, японскую и американскую. Нестоличные балтийские города Польши и Германии, а также Санкт-Петербург обнаруживают больший уровень кулинарного патриотизма, чем столицы соответствующих государств. Предпринимается попытка объяснить особенности кулинарного пространства стран Балтийского региона. Рассматриваются природные и социально-исторические факторы как ключевые детерминанты кулинарии этих стран.
Abstract (summary) Globalisation is creating a global culinary space where culinary traditions of different countries interact and compete. The author sets out to explore characteristic features of the culinary space of nine Baltic States as part of the global culinary space. The author uses empirical data on the number of restaurants serving different national cuisines in the main cities of the region. The Baltic culinary space incorporates the world’s leading cuisines (Italian, Japanese, Chinese, etc.) as well as the local cuisines of the BSR countries. The world’s leading cuisines prove to be more influential in the region than the local ones. Some countries of the Baltic Sea region (Russia, Poland, Sweden, Latvia, and Denmark) have culinary sovereignty, since their residents prefer national cuisines. In some other countries of the region (Finland, Estonia, and Lithuania), the public favours the world’s leading cuisines — Italian, Japanese and American — over the local ones. The non-capital Baltic cities of Poland and Germany, as well as St. Petersburg, display a greater sense of culinary patriotism than Warsaw, Berlin, and Moscow respectively. This article attempts to explore the features of the Baltic culinary space. The author considers the environmental and socio- historical factors key determinants of the countries’ cuisines.
Список литературы 1. Веселов Ю. В. Повседневные практики питания // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 95—104.
2. Веселов Ю. В. Современная социальная система питания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 1. C. 68—82.
3. Гладкий Ю. Н., Корнекова С. Ю. Географические особенности эволюции гастрономических культур России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Естественные науки. 2015. № 1 (60). С. 80—85.
4. Носкова А. В. Питание как объект социологии и маркер социального неравенства // Вестник Института социологии. 2015. № 14. C. 49—64.
5. Рахманов А. Б. Глобальное кулинарное пространство и его эмпирическое исследование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Социология. 2016. № 4. С. 115—127.
6. Рахманов А. Б. Глобальное кулинарное пространство и гастрономические стратегии городов России // ЭКО. 2017. № 3. С. 91—103.
7. Трипадвизор. Россия. URL: http://www.tripadvisor.ru (дата обращения: 24.01.2017).
8. Aguilar-Rodríguez S. Cooking Modernity: Nutrition Policies, Class, and Gender in 1940s and 1950s Mexico City // The Americas. 2007. Vol. 64, № 2. P. 177—205.
9. Beardsworth A., Keil T. Sociology on the Menu. An invitation to the study of food and society. L. ; N. Y., 1997.
10. Ceccarini R. Pizza and Pizza Chefs in Japan: A Case of Culinary Globalization. Leiden ; Boston, 2012.
11. Coe A. Chop Suey. A Cultural History of Chinese Food in the United States. Oxford ; N. Y., 2009.
12. D’Arms J. H. The Culinary Reality of Roman Upper-Class Convivia: Integrating Texts and Images // Comparative Studies in Society and History. 2004. Vol. 46, № 3. P. 428—450.
13. Finstad T. Familiarizing Food: Frozen Food Chains, Technology, and Consumer Trust, Norway 1940—1970 // Food and Foodways: Explorations in the History and Culture of Human Nourishment. 2013. Vol. 21, № 1. Р. 22—45.
14. Fukutomi S. Bottom-up Food: Making Rāmen a Gourmet Food in Tokyo // Food and Foodways: Explorations in the History and Culture of Human Nourishment. 2014. Vol. 22, № 1—2. P. 65—89.
15. Harper D., Faccioli P. The Italian way. Food and Social Life. Chicago ; L., 2009.
16. Hollows J. The Bachelor Dinner: Masculinity, class and cooking in Playboy, 1953—1961 // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. 2010. Vol. 16, № 2. Р. 143—155.
17. Kaplan D. The Philosophy of Food. Berkeley ; Los Angeles ; L., 2012. 
18. Kearney A. T. Global Cities Index, 2014. URL: https://www.atkearney.com/research-studies/global-cities-index/2014 (дата обращения: 15.09.2015).
19. Korthals M. Before Dinner. Philosophy and Ethics of Food. Dordrecht, 2004.
20. Lee S.-P. Eating Solo: Food Practices of Older Hong Kong Chinese Migrants in England // Food and Foodways. 2015. Vol. 23, № 3. P. 210—230.
21. Luley B. P. Cooking, Class, and Colonial Transformations in Roman Mediterranean France // American Journal of Archaeology. 2014. Vol. 118, № 1. P. 33—60. 
22. Mahoney C. Health, Food and Social Inequality: Critical Perspectives on th Supply and Marketing of Food. L., 2015.
23. Mendez C. D. The Sociology of Food in Spain: European Influences in Social Analyses on Eating Habits // Comparative Sociology. 2006. Vol. 5, № 4. P. 353—380.
24. Nye J. Soft Power: The Means To Success In World Politics. N. Y., 2005.
25. Rath E. C. Food and Fantasy in Early Modern Japan. Berkely, 2010.
26. Ritzer G. Explorations in the Sociology of Consumption: Fast Food, Credit Cards and Casinos. L., 2001.
27. Roberts J. A. G. China to Chinatown. Chinese Food in the West. L., 2002.
28. Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L., 1992.
29. Turner K. L. Buying, Not Cooking // Food, Culture and Society. 2006. Vol. 9, № 1. P. 13—39.
30. Vásquez C., Chik А. “I Am Not a Foodie…”: Culinary Capital in Online Reviews of Michelin Restaurants // Food and Foodways. 2015. Vol. 23, № 4. P. 231—250.
31. Waters M. The Globalization. L. ; N. Y., 1996.
Reference 1. Veselov, Yu. V. 2015, Everyday practices of eating, Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 1, p. 95—104. (In Russ.)
2. Veselov, Yu V. 2015, Modern social system of eating, Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, no. 1, p. 68—82. (In Russ.)
3. Gladkij, Yu. N., Kornekova, S. Yu. 2015, Geographical properties of evolution of gastronomical cultures of Russia, Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Estestvennye nauki, no. 1 (60), p. 80—85. (In Russ.)
4. Noskova, A. V. 2015, Eating as a subject and a marker of social inequality, Vestnik Instituta sotsiologii, no. 14, p. 49—64. (In Russ.)
5. Rakhmanov, A. B. 2016, Global culinary space and its empirical research, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 12. Sociologija, no. 4. (In Russ.)
6. Rakhmanov, A. B. 2017, Global culinary space and gastronomical strategies of cities of Russia, EKO, no. 3, p. 91—103. (In Russ.)
7. Tripadvisor. Russia, 2017, available at: http: // http://www.tripadvisor.ru/ (accessed 24.01.2017).
8. Aguilar-Rodríguez, S. 2007, Cooking Modernity: Nutrition Policies, Class, and Gender in 1940s and 1950s Mexico City, The Americas, Vol. 64, no. 2, p. 177—205.
9. Beardsworth, A., Keil, T. 1997, Sociology on the Menu. An invitation to the study of food and society, London and New York.
10. Ceccarini, R. 2012, Pizza and Pizza Chefs in Japan: A Case of Culinary Globalization, Leiden, Boston.
11. Coe, A. 2009, Chop Suey. A Cultural History of Chinese Food in the United States, Oxford, New York.
12. D’Arms, J. H. 2004, The Culinary Reality of Roman Upper-Class Convivia: Integrating Texts and Images, Comparative Studies in Society and History, Vol. 46, no. 3, p. 428—450.
13. Finstad, T. 2013, Familiarizing Food: Frozen Food Chains, Technology, and Consumer Trust, Norway 1940—1970, Food and Foodways: Explorations in the History and Culture of Human Nourishment, Vol. 21, no. 1, p. 22—45.
14. Fukutomi, S. 2014, Bottom-up Food: Making Rāmen a Gourmet Food in Tokyo, Food and Foodways: Explorations in the History and Culture of Human Nourishment, Vol. 22, no. 1—2, p. 65—89.
15. Harper, D., Faccioli, P. 2009, The Italian way. Food and Social Life, Chicago, London.
16. Hollows, J. 2010, The Bachelor Dinner: Masculinity, class and cooking in Playboy, 1953—1961, Continuum: Journal of Media&Cultural Studies, Vol. 16, no. 2, p. 143—155.
17. Kaplan, D. 2012, The Philosophy of Food, Berkeley, Los Angeles, London.
18. Kearney, A. T. 2014, Global Cities Index, available at: http:// https://www.atkearney.com/research-studies/global-cities-index/2014 (accessed 15. 09. 2015).
19. Korthals, M. 2004, Before Dinner. Philosophy and Ethics of Food, Dordrecht. 
20. Lee, S.-P. 2015, Eating Solo: Food Practices of Older Hong Kong Chinese Migrants in England, Food and Foodways, Vol. 23, no. 3, p. 210—230.
21. Luley, B. P. 2014, Cooking, Class, and Colonial Transformations in Roman Mediterranean France, American Journal of Archaeology, Vol. 118, no. 1, p. 33—60.
22. Mahoney, C. 2015, Health, Food and Social Inequality: Critical Perspectives on the Supply and Marketing of Food, London.
23. Mendez, C. D. 2006, The Sociology of Food in Spain: European Influences in Social Analyses on Eating Habits, Comparative Sociology, Vol. 5, no. 4, p. 353—380.
24. Nye, J. 2005, Soft Power: The Means To Success In World Politics, New York. 
25. Rath, E. C. 2010, Food and Fantasy in Early Modern Japan, Berkely. 
26. Ritzer, G. 2001, Explorations in the Sociology of Consumption: Fast Food, Credit Cards and Casinos, London.
27. Roberts, J. A. G. 2002, China to Chinatown. Chinese Food in the West, London. 
28. Robertson, R. 1992, Globalization. Social Theory and Global Culture, London.
29. Turner, K. L. 2006, Buying, Not Cooking, Food, Culture & Society. An International Journal of Multidisciplinary Research, Vol. 9, no. 1, p. 13—39.
30. Vásquez, C., Chik, А. 2015, “I Am Not a Foodie…”: Culinary Capital in Online Reviews of Michelin Restaurants, Food and Foodways, Vol. 23, no. 4, p. 231—250.
31. Waters, M. 1996, The Globalization, London, New York.

Назад в раздел