Балтийский регион

2010 №3(5)

Назад к списку Скачать статью Download the article

Специфика интернационализации высшей школы в рамках «Северного измерения»

DOI
10.5922/2074-9848-2010-3-5
Страницы / Pages
33-49

Аннотация

Статья посвящена анализу процесса интернационализации университетов, ведущих научно-образовательную деятельность в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. В качестве примера авторы анализируют университетский опыт трансграничного сотрудничества в Баренц-регионе, и в частности международный образовательный проект «Российско-Финский Баренц-Трансграничный университет», активное участие в котором принимает Мурманский государственный педагогический университет, являющийся старейшим высшим учебным заведением региона и имеющий гуманитарную направленность.

Список литературы

1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М. В. Ларионова. М., 2005.

2. Альтбах Ф. Г., Найт Дж. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность // Экономика образования. 2008. № 4. C. 100—106.

3. Барнетт Р. Осмысление университета (по материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 г.) // Шестидесятая параллель. 2008. № 2 (29). C. 34—41.

4. Бусыгина И. М. Российские регионы в международном сотрудничестве // Современные международные отношения и мировая политика: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Торкунов. М., 2004.

5. Вербицкая Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков // Мир русского слова. 2001. № 2. C. 15—18.

6. Диброва М. И., Кабанова Н. М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования // Стратегическое управление университетом. 2004. № 2. C. 58—60.

7. Дмитриева С. И. Лимология: учеб. пособие. Воронеж, 2008.

8. Дударева Н. А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009 г.) // Вестник ИГЭУ. 2010.  Вып. 5. C. 1—5.

9. Княгинин В. Университет — уход от классики // Шестидесятая параллель 2008. № 2 (29). C. 42—47.

10. Кузьмин В. М. Формирование социальной толерантности у молодежи сопредельных регионов России и ЕС в формате еврорегионов Балтийского моря (на примере Калининградской области) // Большая восьмерка в глобализирующемся мире: новые подходы в науке и образовании: материалы международной конференции — круглого стола. СПб., 2006.

11. Лихачев Д. С. Два типа границ между культурами // Русская литература. 1995. № 3. C. 4—6.

12. Межевич Н. М. Приграничное сотрудничество и практика деятельности еврорегионов на Северо-Западе России и в Республике Беларусь. СПб., 2009.

13. Найт Дж. Интернационализация образования приносит не только пользу // Экономика образования 2007. № 5. C. 79—81.

14. Певзнер М. Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестник Новгородского государственного университета 2005. № 1. C. 55—59.

15. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Международная деятельность вуза как средство интернационализации вузовской науки // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. C. 63—65.

16. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентноспособности (на примере Российской академии им. Г. В. Плеханова) // Вестник РЭА. 2004. № 1. C. 15—25.

17. Сагинова О. В. Международная стратегия вуза на рынке образовательных услуг: монография. М., 2005.

18. Сагинова О. В. Трансформационные процессы в высшем образовании: монография. М., 2005.

19. Сергеев А. М. Свое (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя //Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения: сб. науч. ст. / отв. ред. А. М. Сергеев. Мурманск, 2009.

20. Телегина Г. В., Штыкова Н. В. Университет в глобальном мире: новая миссия? // Университетское управление. 2005. № 5(38). C. 63—67.

21. Тюйр К. Базовые понятия трансграничного сотрудничества // Справочник по трансграничному сотрудничеству. Таллин, 2004.

22. Федоров П. В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в 16—20 вв. Мурманск, 2009.

23. Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения: сб. науч. ст. / отв. ред. А. М. Сергеев. Мурманск, 2009.

24. Флоренская Т. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. М., 1987.

25. Alderman G. The Globalization of Higher Education: Some Observations Regarding the Free Markett and the National Interest/ Higher Education in Europe. 2001. Vol. 26, № 1. P. 47—52.

26. Perkmann M. Cross-border regions in Europe, significance and drivers of regional cross-border cooperation // European Urban and Regional Studies. 2003. Vol. 10, № 2. P. 153—171.

27. Scott R. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education. Buckingham, 1998.

28. Barents Cross-Border University. URL: http://bcbu. oulu. fi (дата обращения: 7.06.2010).

29. University of Oulu. URL: http://arctihealth. oulu. fi/mch (дата обращения: 7.06.2010).

30. University of Lapland. URL: www. ulapland. fi/CSW (дата обращения: 7.06.2010).

 

31. Факультет социальной работы Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова. URL: http:/social. pomorsu. ru (дата обращения: 7.06.2010).