Влияние педагогических взглядов С.Т. Шацкого на организацию детской жизни в период становления пионерской организации (1922—1929)
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2024-1-11
- Страницы / Pages
- 127-134
Аннотация
Исследуется организация пионерского движения с точки зрения воспитательного процесса, что позволяет выявить ценный опыт для дальнейшего использования в современных условиях, когда в Российской Федерации наблюдается новый виток становления детских объединений. Несмотря на то что задачей пионерской организации было прежде всего идеологическое воспитание, в ее деятельности нашли всестороннее отражение такие элементы, как игра, трудовое воспитание, искусство и социальное воспитание, которые, по мнению С. Т. Шацкого, являются основополагающими элементами организации детской жизни. Изучена связь между теоретическими воззрениями С. Т. Шацкого и практической работой с детьми в пионерской организации, созданной в рамках идеологии коммунистической партии с целью воспитания социалистического человека.
Abstract
The article studies the organization of the pioneer movement from the perspective of the educational process, allowing for the identification of valuable experience for further use in modern conditions, when a new stage of development of children’s organizations is observed in the Russian Federation. Despite the primary goal of ideological education in the pioneer organization, its activities reflected comprehensive elements such as play, labor education, art, and social education. According to S. T. Shatsky, these are fundamental elements in organizing children’s life. The connection between the theoretical views of S. T. Shatsky and practical work with children in the pioneer organization, created within the framework of the Communist Party ideology with the goal of educating a socialist individual, has been studied.
Список литературы
1. Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2002.
2. Н. Бухарин о юных пионерах (из доклада на XIII съезде РКП) // Вожатый. 1924. Июнь, № 2. С. 6—9.
3. Головашкин. Компартия и детское движение // Призыв. 28.07.1923. № 156 (1119). С. 3.
4. Дорошенко С. И. Праздники в воспитательной системе современной школы // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2018. № 33 (52). С. 22—30.
5. Жуков И. Н. Русский скаутизм: краткое сведение о русской организации юных разведчиков. Пг., 1916.
6. Историко-педагогическое обоснование ценностей современного образования : монография / В. И. Адищев, Н. С. Александрова, Е. К. Аль-Янаи [и др.]. Казань, 2022.
7. Кирпичник А. В., Трухачева Т. В. Перед лицом своих товарищей. М., 2021.
8. Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм. М., 1923.
9. Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 6 т. М., 1978. Т. 2.
10. Кудинов В. А. История детского и юношеского движения в России : учеб. пособие. Кострома, 2017.
11. Материалы летней работы пионеров: (к уездным совещаниям пионер-работников). Ковров, 1927.
12. С. О. Жизнь пионерская. На воле! Задачу выполняем // Призыв. 1925. 14 июня (№ 132).
13. Помелов В. Б. С. Т. Шацкий: «Вернуть детям детство!» К 140-летию выдающегося отечественного педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (109). С. 109—115.
14. Рогачева Е. Ю., Дорошенко С. И. История педагогики в новом формате (на материале XXXV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки) // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2022. № 51 (70). С. 137—143.
15. Рожков Д. С., Кретив О. А. Актуальность взглядов С. Т. Шацкого на труд и отдых в практической деятельности современного педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 32.
16. Традиции и новации в истории педагогической культуры : монография : в 2 т. / Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, М. И. Макаров [и др.]. М., 2011. Т. 2.
17. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : 2 т. М., 1980. Т. 2.
18. Шацкий С. Т., Шацкая В. Сохраним то, что есть в детях. М., 2011.