Профессиональное образование в России и Китае: к вопросу о роли ценностей в трансмиссии опыта
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2024-1-10
- Страницы / Pages
- 117-126
Аннотация
На примере становления системы музыкального образования в Китае в 1920—1930-е гг. выявляется значение профессиональных ценностей педагога в процессе трансмиссии опыта. Анализируется аксиологическая составляющая педагогической деятельности Б. С. Захарова (1887—1943), заведующего фортепианным отделением Шанхайской национальной консерватории в 1929—1943 гг. Доказывается преемственная связь профессиональных ценностей, которых придерживался Б. С. Захаров в своей профессиональной деятельности, с системой фортепианной педагогики, созданной профессором Санкт-Петербургской консерватории А. Н. Есиповой (1851—1914). Показано, что успех педагогической деятельности А. Н. Есиповой и Б. С. Захарова как одного из ее учеников обусловлен всесторонней реализацией широкого спектра профессиональных ценностей педагога: средств, отношений, знаний, качеств, которые подчиняются основной ценности-цели — помочь обучающемуся достичь максимальной технической свободы для полноценной художественной интерпретации музыкального произведения. Сделан вывод о том, что богатый аксиологический потенциал, присущий русской фортепианной и, шире, музыкально-педагогической школе, является одной из ключевых предпосылок эффективной кросс-культурной трансмиссии опыта в профессиональном образовании.
Abstract
Drawing on comprehensive historical data about the system of music education in China in the 1920—1930s, the authors focus on the relevance of professional pedagogical values for the successful transmission of professional experience. Examining axiological dimension of the intense pedagogical activity of Boris Zakharov (1887—1943), the head of the piano department at the Shanghai National Conservatory in 1929—1943, we claim that there is direct continuity between the system of professional values implemented by him and the traditions of Russian piano education established by Anna Yesipova (1851—1914), one of the great piano virtuosos of her day and a distinguished professor at the St. Petersburg Conservatory. It is demonstrated that the success of pedagogical activity of both Anna Yesipova and Boris Zakharov, as one of her students, is conditioned by the comprehensive realization of a wide range of professional pedagogical values. Attitudes, means, knowledge, qualities relevant for the educational process are shown to be subordinated to the main value — the need to provide the student with the knowledge and skills necessary to achieve maximum technical freedom for a full artistic interpretation of a musical work. A conclusion is drawn that the rich axiological potential inherent in the Russian piano education is one of the key prerequisites for successful cross-cultural transmission of experience in professional education.
Список литературы
1. Болотов Ю. В. Исполнительская и педагогическая деятельность А. Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008.
2. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1994.
3. Горелов А. А., Горелова Т. А. Опыт, истина, смысл // Опыт и смысл. М., 2014. С. 134—154.
4. Дивеева Г. А. Шанхайская национальная консерватория в 1920—1940-е гг.: к проблеме взаимодействия с традициями российкого музыкального образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 1 (30). С. 137—140.
5. Доу Иньци. Теоретико-методическая модель развития китайской фортепианной педагогики : дис. … канд. пед. наук. М., 2002.
6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
7. Коннова М. Н. Категоризация темпорального опыта в английском и русском языках : дис. … д-ра филол. наук. М., 2018.
8. Курганская О. А. Т. Лешетицкий и А. Есипова — продолжатели традиций русской фортепианной педагогики XIX века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2. С. 212—215.
9. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 2001.
10. Лосский Н. О. Ценность и Бог. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков ; М., 2000.
11. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М., 2007.
12. Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.
13. Петров И. Г. Опыт // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. С. 400.
14. Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Философский словарь. Ростов н/Д, 2013.
15. Позняковская Н. Н. О некоторых исполнительских и педагогических принципах школы Анны Николаевны Есиповой (из воспоминаний об А. Н. Есиповой) // Слово о музыке. 2018. № 2 (3). С. 45—52.
16. Прокофьев С. С. Дневник : в 3 т. Париж, 2002. Т. 1 : 1907—1918.
17. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87—90.
18. Се Хэн. Корифеи китайской фортепианной педагогики: век двадцать первый // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 1 (59). С. 115—119.
19. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
20. У На. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009.
21. Хань Мо. Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов : дис. … канд. пед. наук. М., 2019.