Филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Теоретические аспекты модели формирования правовой компетенции специалиста командного плавсостава в морском вузе

DOI
10.5922/pikbfu-2024-1-9
Страницы / Pages
100-116

Аннотация

Представлено теоретическое обоснование модели формирования правовой компе­тенции специалиста командного плавсостава на основе компетентностного подхода, особо актуального в условиях правовой подготовки курсантов морского вуза. Предло­женная авторами компонентная структура модели формирования правовой компе­тенции специалиста командного плавсостава позволяет не только определить содер­жание правовых дисциплин, но и разработать критерии для оценки профессиональных и личных качеств курсанта, влияющих на его правовую компетенцию. В качестве ос­новных критериев оценки выделены знание основных приемов и способов решения пра­вовых задач; умение применять знания при выборе методов сбора, структурирования, анализа информации; владение приемами составления, оформления, контроля оценки правовых решений; способности самостоятельно применять знания для сбора, струк­турирования, анализа информации, работать в команде, проявлять настойчивость в решении правовых задач, оценивать эффективность принятого решения. Полученные данные о практической реализации разработанной модели позволяют поэтапно оце­нить процесс формирования правовой компетенции специалиста командного плавсо­става в период обучения курсантов в морском вузе. Выявлено, что в результате внед­рения в учебный процесс разработанного авторами алгоритма деятельности препода­вателей наиболее значительные изменения произошли по показателям сформирован­ности содержательно-процессуального компонента правовой компетенции специали­ста командного плавсостава.

Abstract

Theoretical justification for the model of legal competence formation for senior crew offic­ers is based on a competency-based approach, particularly relevant in the context of legal training for naval cadets. The proposed component structure of the model for legal competence formation for senior ship specialists not only allows for defining the content of legal disci­plines but also developing criteria for assessing the professional and personal qualities of ca­dets that influence their legal competence. The main assessment criteria include knowledge of basic methods and ways of solving legal problems, the ability to apply knowledge in choosing methods for collecting, structuring, and analyzing information, mastery of techniques for composing, formatting, and monitoring the evaluation of legal solutions, as well as the ability to independently apply knowledge for collecting, structuring, and analyzing information, work in a team, demonstrate persistence in solving legal problems, and evaluate the effective­ness of the decision made. The obtained data on the practical implementation of the developed model allow for a step-by-step assessment of the process of forming legal competence for senior crew officers during the training of cadets in naval educational institutions. It was revealed that as a result of the implementation of the algorithm developed by the authors into the edu­cational process, the most significant changes occurred in terms of the formation of the sub­stantive-procedural component of the legal competence of senior crew officers.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2005.

2. Бандурка А. М., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педаго­гики : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009.

3. Бендус И. И. Кадровая политика крюинговых компаний в контексте без­опасности судоходства // Теория и практика навигационной безопасности обеспечения на морских путях : материалы II национальной науч.-практ. конф. Керчь, 2022. С. 5—8.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб., 2000.

6. Бугакова Н. Ю., Пельменев В. К., Титова И. В. Оценка результативности ди­дактической модели формирования правовой экологической грамотности сту­дентов технического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 68—79. doi: 10.32744/pse.2019.1.5.

7. Бударина А. О., Гущина Г. А., Торпакова Е. А. Формирование компетенции исторического комментирования у студентов — будущих учителей русского языка и литературы // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 160—174. doi: 10.32744/pse.2021.4.11.

8. Грунтов А. В., Бугакова Н. Ю. Дидактическая модель непрерывной профес­сионально-правовой подготовки курсантов в морском вузе // Балтийский мор­ской форум: материалы X международного Балтийского морского форума 4—9 ок­тября 2022 года : в 6 т. Т. 6 : Инновации в профессиональном, общем и до­пол­нительном образовании : VIII междунар. конф. Калининград, 2022. С. 28—31. URL: https://bmf.klgtu.ru/wp-content/uploads/forum_materials/2022/tom_6.pdf (дата обращения: 12.12.2023).

9. Даниленкова В. А. Формирование компетентности экологической безопас­ности у специалистов морского транспорта в образовательной среде вуза // Из­вестия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: пси­холого-педагогические науки (теория и методика профессионального образо­вания). 2022. № 2 (56). С. 178—185.

10. Кузнецов И. Ю., Кузнецова С. А. Самоопределение личности на жизненном пути. Магадан, 2003.

11. Лодкин А. Е. Правовая подготовка студентов неюридических вузов // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. Т. 2. СПб., 2014. С. 236—238.

12. Лизунков В. Г., Полицинская Е. В., Малушко Е. Ю. Формирование надпро­фессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития // Перспективы науки и образова­ния. 2021. № 2 (50). С. 145—161. doi: 10.32744/pse.2021.2.10.

13. Мойсеенко С. С. Социально-педагогические условия продолженного про­фессионального образования морских инженеров : дис. ... д-ра пед. наук. Кали­нинград, 2004.

14. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Конвенция ПДНВ). Доступ из справ.-правовой системы «Кон­сультантПлюс».

15. О транспортной безопасности: закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-83-ФЗ (ред. от 28.02.2023). URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-09022007-n-16-fz-o (дата обращения: 12.02.2023).

16. Основная образовательная программа специальности 26.05.06 «Эксплуа­та­ция судовых энергетических установок», утвержденная ученым советом КГТУ. URL: https://www.klgtu.ru/education/opb/opvo/spec/se/index.php (дата обра­щения: 19.12.2022).

17. Потомахин В. В. Формирование правовой культуры студентов неюриди­ческого профиля подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009.

18. Рудинский И. Д., Давыдова Н. А., Петров С. В. Компетенция. Компетент­ность. Компетентностный подход. М., 2018.

19. Соболева М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста здравоохранения // Педагогическое мастерство : материалы II междунар. науч. конф. М., 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3135/ (дата обра­щения: 02.06.2023).

20. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования про­фессиональной компетенции : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

21. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образова­нии : учеб. пособие. Ижевск, 2016.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по спе­циальности 26.05.05 «Судовождение» высшего образования (ВО) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 г. № 191). URL: https://dvik.info/files/Образовательные%20стандарты/ФГОС/ ФГОС%20ВПО%20по%20специальности%20180403 %20(26.05.05)%20Судовожден ие.pdf?ysclid=lswyztav6k91809023 (дата обращения: 12.12.2023).

23. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по спе­циальности 26.05.06 «Эксплуатация СЭУ» высшего образования (ВО) (утв. при­казом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 г. № 192). URL: https://edu.ru/file/docs/2018/03/m192.pdf?ysclid=lswz5n6gtq275 504934 (дата обращения: 12.12.2023).

24. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. по­собие. М., 2013.

25. Dinning T. Formulation of entrepreneurial competencies in the undergradua­te curriculum // Education and Training. 2019. № 61 (4). P. 432—444. https://doi. org/10.1108/ET-09-2018-0197.

26. Rychen D. S., Salganik L. H. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Göttingen, 2006.

27. Strauti G., Dumitrash V.-M., Taucean I. M. Entrepreneurial competencies in the curriculum of economic engineering in Romania // Procedures-Social and Behavio­ral Sciences. 2018. № 238. P. 737—742. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2018.04.057.

28. Vic A., Bernstein M. J., Foley R. W. et al. Realization of higher education compe­tencies for sustainable development // Routledge’s Guide to Higher Education for Sustainable Development London, 2015. P. 241—260. doi.org/10.4324/97813158 52249.

29. Wronka-Pośpiech M. Identification of skills and competencies for effective management in social enterprises. Managerial perspective // Management. 2016. Vol. 20, № 1. Р. 40—57. doi: 10.1515/manment-2015-002.