Теоретические аспекты модели формирования правовой компетенции специалиста командного плавсостава в морском вузе
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2024-1-9
- Страницы / Pages
- 100-116
Аннотация
Представлено теоретическое обоснование модели формирования правовой компетенции специалиста командного плавсостава на основе компетентностного подхода, особо актуального в условиях правовой подготовки курсантов морского вуза. Предложенная авторами компонентная структура модели формирования правовой компетенции специалиста командного плавсостава позволяет не только определить содержание правовых дисциплин, но и разработать критерии для оценки профессиональных и личных качеств курсанта, влияющих на его правовую компетенцию. В качестве основных критериев оценки выделены знание основных приемов и способов решения правовых задач; умение применять знания при выборе методов сбора, структурирования, анализа информации; владение приемами составления, оформления, контроля оценки правовых решений; способности самостоятельно применять знания для сбора, структурирования, анализа информации, работать в команде, проявлять настойчивость в решении правовых задач, оценивать эффективность принятого решения. Полученные данные о практической реализации разработанной модели позволяют поэтапно оценить процесс формирования правовой компетенции специалиста командного плавсостава в период обучения курсантов в морском вузе. Выявлено, что в результате внедрения в учебный процесс разработанного авторами алгоритма деятельности преподавателей наиболее значительные изменения произошли по показателям сформированности содержательно-процессуального компонента правовой компетенции специалиста командного плавсостава.
Abstract
Theoretical justification for the model of legal competence formation for senior crew officers is based on a competency-based approach, particularly relevant in the context of legal training for naval cadets. The proposed component structure of the model for legal competence formation for senior ship specialists not only allows for defining the content of legal disciplines but also developing criteria for assessing the professional and personal qualities of cadets that influence their legal competence. The main assessment criteria include knowledge of basic methods and ways of solving legal problems, the ability to apply knowledge in choosing methods for collecting, structuring, and analyzing information, mastery of techniques for composing, formatting, and monitoring the evaluation of legal solutions, as well as the ability to independently apply knowledge for collecting, structuring, and analyzing information, work in a team, demonstrate persistence in solving legal problems, and evaluate the effectiveness of the decision made. The obtained data on the practical implementation of the developed model allow for a step-by-step assessment of the process of forming legal competence for senior crew officers during the training of cadets in naval educational institutions. It was revealed that as a result of the implementation of the algorithm developed by the authors into the educational process, the most significant changes occurred in terms of the formation of the substantive-procedural component of the legal competence of senior crew officers.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2005.
2. Бандурка А. М., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009.
3. Бендус И. И. Кадровая политика крюинговых компаний в контексте безопасности судоходства // Теория и практика навигационной безопасности обеспечения на морских путях : материалы II национальной науч.-практ. конф. Керчь, 2022. С. 5—8.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб., 2000.
6. Бугакова Н. Ю., Пельменев В. К., Титова И. В. Оценка результативности дидактической модели формирования правовой экологической грамотности студентов технического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 68—79. doi: 10.32744/pse.2019.1.5.
7. Бударина А. О., Гущина Г. А., Торпакова Е. А. Формирование компетенции исторического комментирования у студентов — будущих учителей русского языка и литературы // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 160—174. doi: 10.32744/pse.2021.4.11.
8. Грунтов А. В., Бугакова Н. Ю. Дидактическая модель непрерывной профессионально-правовой подготовки курсантов в морском вузе // Балтийский морской форум: материалы X международного Балтийского морского форума 4—9 октября 2022 года : в 6 т. Т. 6 : Инновации в профессиональном, общем и дополнительном образовании : VIII междунар. конф. Калининград, 2022. С. 28—31. URL: https://bmf.klgtu.ru/wp-content/uploads/forum_materials/2022/tom_6.pdf (дата обращения: 12.12.2023).
9. Даниленкова В. А. Формирование компетентности экологической безопасности у специалистов морского транспорта в образовательной среде вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2022. № 2 (56). С. 178—185.
10. Кузнецов И. Ю., Кузнецова С. А. Самоопределение личности на жизненном пути. Магадан, 2003.
11. Лодкин А. Е. Правовая подготовка студентов неюридических вузов // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. Т. 2. СПб., 2014. С. 236—238.
12. Лизунков В. Г., Полицинская Е. В., Малушко Е. Ю. Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 145—161. doi: 10.32744/pse.2021.2.10.
13. Мойсеенко С. С. Социально-педагогические условия продолженного профессионального образования морских инженеров : дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2004.
14. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Конвенция ПДНВ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. О транспортной безопасности: закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-83-ФЗ (ред. от 28.02.2023). URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-09022007-n-16-fz-o (дата обращения: 12.02.2023).
16. Основная образовательная программа специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», утвержденная ученым советом КГТУ. URL: https://www.klgtu.ru/education/opb/opvo/spec/se/index.php (дата обращения: 19.12.2022).
17. Потомахин В. В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009.
18. Рудинский И. Д., Давыдова Н. А., Петров С. В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход. М., 2018.
19. Соболева М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста здравоохранения // Педагогическое мастерство : материалы II междунар. науч. конф. М., 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3135/ (дата обращения: 02.06.2023).
20. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
21. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учеб. пособие. Ижевск, 2016.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 26.05.05 «Судовождение» высшего образования (ВО) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 г. № 191). URL: https://dvik.info/files/Образовательные%20стандарты/ФГОС/ ФГОС%20ВПО%20по%20специальности%20180403 %20(26.05.05)%20Судовожден ие.pdf?ysclid=lswyztav6k91809023 (дата обращения: 12.12.2023).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 26.05.06 «Эксплуатация СЭУ» высшего образования (ВО) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 г. № 192). URL: https://edu.ru/file/docs/2018/03/m192.pdf?ysclid=lswz5n6gtq275 504934 (дата обращения: 12.12.2023).
24. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. М., 2013.
25. Dinning T. Formulation of entrepreneurial competencies in the undergraduate curriculum // Education and Training. 2019. № 61 (4). P. 432—444. https://doi. org/10.1108/ET-09-2018-0197.
26. Rychen D. S., Salganik L. H. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Göttingen, 2006.
27. Strauti G., Dumitrash V.-M., Taucean I. M. Entrepreneurial competencies in the curriculum of economic engineering in Romania // Procedures-Social and Behavioral Sciences. 2018. № 238. P. 737—742. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2018.04.057.
28. Vic A., Bernstein M. J., Foley R. W. et al. Realization of higher education competencies for sustainable development // Routledge’s Guide to Higher Education for Sustainable Development London, 2015. P. 241—260. doi.org/10.4324/97813158 52249.
29. Wronka-Pośpiech M. Identification of skills and competencies for effective management in social enterprises. Managerial perspective // Management. 2016. Vol. 20, № 1. Р. 40—57. doi: 10.1515/manment-2015-002.