Филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Умеешь говорить, умей и слушать! Неэффективность коммуникации как результат нарушения принципа активного слушания

DOI
10.5922/pikbfu-2024-1-1
Страницы / Pages
5-18

Аннотация

Рассматривается проблема эффективности / неэффективности речевой комму­никации, которая во многом определяется адекватностью / неадекватностью вербаль­ного и невербального поведения коммуникантов, а также проблема организации диало­гического взаимодействия как процесса социального, коммуникативного, дискурсивно­го. Цель исследования — выявить сущностные характеристики приемов активного слушания, используемых в организации речевого общения, на основе анализа материала на английском, французском и русском языках. Научная новизна работы состоит в уточнении и выявлении отличительных признаков активного слушания (слушания в интересах собеседника) — явления малоизученного в отечественной лингвистике. Обосновывается положение о конструктивном характере приемов активного слуша­ния как стратегии взаимопонимания и согласованности действий коммуникантов. Эффективное использование приемов активного слушания обусловливается наличием совокупности коммуникативно-прагматических факторов, включающих социально-психологические характеристики коммуникантов, ситуацию и тему взаимодей­ствия. Полученные результаты показали, что несоблюдение / нарушение правил и принципов активного слушания препятствует установлению и поддержанию кон­такта собеседников на протяжении всего процесса общения. Подобные отклонения приводят к нарушению общности говорящего и слушающего, нарушению смысловой координации реплик коммуникативных партнеров. Как следствие, не обеспечивается полноценная реализация коммуникативных интенций и установок говорящих, что становится причиной неэффективности речевого взаимодействия и, как правило, при­водит к возникновению ситуаций псевдокоммуникативных контактов.

Abstract

The issue of the effectiveness of speech communication is considered, which is largely de­termined by the adequacy / inadequacy of verbal and non-verbal behavior of communicants, as well as the problem of organizing dialogical interaction as a process of social, communicative, and discursive nature. The research aims to identify the essential characteristics of active lis­tening techniques used in organizing verbal communication based on the analysis of material in English, French, and Russian languages. The scientific novelty of the work lies in specify­ing and identifying distinctive features of active listening (listening in the interest of the in­terlocutor) — a phenomenon that is not well-studied in domestic linguistics. The position is justified regarding the constructive nature of active listening techniques as a strategy for mutual understanding and coordination of communicants’ actions. The effective use of active listening techniques is conditioned by a set of communicative-pragmatic factors, including socio-psychological characteristics of communicants, the situation, and the interaction topic. The obtained results showed that non-compliance / violation of active listening rules and principles hinders the establishment and maintenance of contact between interlocutors throughout the communication process. Such deviations lead to a disruption of the unity be­tween the speaker and the listener, a disturbance of the semantic coordination of communica­tive partners’ utterances. As a result, the full realization of communicative intentions and speaker’s attitudes is not ensured, leading to the ineffectiveness of verbal interaction and typi­cally resulting in the emergence of pseudo-communicative contacts.

Список литературы

1. Богданова Л. И. Русский язык как культурная ценность: изучение и обуче­ние // Ученые записки Новгородского государственного университета : элек­трон. журн. 2020. № 1 (26). С. 1—4. URL: https://portal.novsu.ru/univer/press/ eNotes1/i.1086055/?id=1586752 (дата обращения: 15.11.2022).

2. Ваулина С. С. Текстообразующая функция авторской модальности в «По­учении преподобного Серапиона» // Мир русского слова. 2021. № 3. С. 59—66.

3. Вацлавик П., Бивиа Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуника­ций: Изучение паттернов, патологий, парадоксов взаимодействия. М., 2000.

4. Владимирова Т. Е. Слово в языковой картине мира и бытия // Филология и культура. 2015. № 2. С. 35—40.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. СПб., 2020.

6. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1967.

7. Ильяхов М. Ясно, понятно. СПб., 2021.

8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики. М., 2016.

9. Кобозева И. М. Для чего нужен звучащий словарь дискурсивных слов рус­ского языка. М., 2004.

10. Заботкина В. И., Коннова М. Н. К вопросу об экспликации темпорального опыта в художественном тексте: аксиологический аспект // Новый филологи­ческий вестник. 2021. № 3 (58). С. 18—32.

11. Лазарева О. В. История осмысления категории количественности в фило­софии языкознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2010. № 4. С. 12—22.

12. Цзоу Х., Новоспасская Н. В. Классификация элементов лингвокультуроло­гической информации в поликодовом тексте печатной рекламы на материале русского и китайского языков // Litera. 2021. № 2. С. 1—10. doi: 10.25136/2409-8698.2021.2.35001.

13. Пономарёва И. В. Нарушение принципов вербального общения как при­знак псевдокоммуникации // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Исто­рия и филология. 2021. Т. 31, № 2. С. 209—214.

14. Симаева И. Н. Психология адаптации личности к изменениям жизнедея­тельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006.

15. Сусов И. П. Лингвистическая прагматика. Винница, 2009.

16. Фридман А. Искусство конструктивного диалога. СПб., 2021.

17. Шукшин В. Собр. соч. : в 5 т. Фрунзе, 1992. Т. 3.

18. Adams L., Lenz E., Hériard-Dubreuilh C. Femmes efficaces. Montréal, 1981.

19. Augendre Ph. À l’écoute de l’autre // Vie et Santé. 1982. № 6.

20. Beckett S. The complete dramatic works. L. ; Boston, 1990.

21. Gordon Th. Enseignants efficaces enseigner et être soi-même. Montréal, 1979.

22. Rogers C. On Becoming a Person. A Therapists View of Psychotherapy. Bos­ton, 1961.

23. Rogers C. Freedom to Learn. Columbus, 1969.

24. Rosenberg M. Nonviolent Communication. A Language of Life. Encinitas, 2015.