Умеешь говорить, умей и слушать! Неэффективность коммуникации как результат нарушения принципа активного слушания
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2024-1-1
- Страницы / Pages
- 5-18
Аннотация
Рассматривается проблема эффективности / неэффективности речевой коммуникации, которая во многом определяется адекватностью / неадекватностью вербального и невербального поведения коммуникантов, а также проблема организации диалогического взаимодействия как процесса социального, коммуникативного, дискурсивного. Цель исследования — выявить сущностные характеристики приемов активного слушания, используемых в организации речевого общения, на основе анализа материала на английском, французском и русском языках. Научная новизна работы состоит в уточнении и выявлении отличительных признаков активного слушания (слушания в интересах собеседника) — явления малоизученного в отечественной лингвистике. Обосновывается положение о конструктивном характере приемов активного слушания как стратегии взаимопонимания и согласованности действий коммуникантов. Эффективное использование приемов активного слушания обусловливается наличием совокупности коммуникативно-прагматических факторов, включающих социально-психологические характеристики коммуникантов, ситуацию и тему взаимодействия. Полученные результаты показали, что несоблюдение / нарушение правил и принципов активного слушания препятствует установлению и поддержанию контакта собеседников на протяжении всего процесса общения. Подобные отклонения приводят к нарушению общности говорящего и слушающего, нарушению смысловой координации реплик коммуникативных партнеров. Как следствие, не обеспечивается полноценная реализация коммуникативных интенций и установок говорящих, что становится причиной неэффективности речевого взаимодействия и, как правило, приводит к возникновению ситуаций псевдокоммуникативных контактов.
Abstract
The issue of the effectiveness of speech communication is considered, which is largely determined by the adequacy / inadequacy of verbal and non-verbal behavior of communicants, as well as the problem of organizing dialogical interaction as a process of social, communicative, and discursive nature. The research aims to identify the essential characteristics of active listening techniques used in organizing verbal communication based on the analysis of material in English, French, and Russian languages. The scientific novelty of the work lies in specifying and identifying distinctive features of active listening (listening in the interest of the interlocutor) — a phenomenon that is not well-studied in domestic linguistics. The position is justified regarding the constructive nature of active listening techniques as a strategy for mutual understanding and coordination of communicants’ actions. The effective use of active listening techniques is conditioned by a set of communicative-pragmatic factors, including socio-psychological characteristics of communicants, the situation, and the interaction topic. The obtained results showed that non-compliance / violation of active listening rules and principles hinders the establishment and maintenance of contact between interlocutors throughout the communication process. Such deviations lead to a disruption of the unity between the speaker and the listener, a disturbance of the semantic coordination of communicative partners’ utterances. As a result, the full realization of communicative intentions and speaker’s attitudes is not ensured, leading to the ineffectiveness of verbal interaction and typically resulting in the emergence of pseudo-communicative contacts.
Список литературы
1. Богданова Л. И. Русский язык как культурная ценность: изучение и обучение // Ученые записки Новгородского государственного университета : электрон. журн. 2020. № 1 (26). С. 1—4. URL: https://portal.novsu.ru/univer/press/ eNotes1/i.1086055/?id=1586752 (дата обращения: 15.11.2022).
2. Ваулина С. С. Текстообразующая функция авторской модальности в «Поучении преподобного Серапиона» // Мир русского слова. 2021. № 3. С. 59—66.
3. Вацлавик П., Бивиа Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий, парадоксов взаимодействия. М., 2000.
4. Владимирова Т. Е. Слово в языковой картине мира и бытия // Филология и культура. 2015. № 2. С. 35—40.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. СПб., 2020.
6. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1967.
7. Ильяхов М. Ясно, понятно. СПб., 2021.
8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики. М., 2016.
9. Кобозева И. М. Для чего нужен звучащий словарь дискурсивных слов русского языка. М., 2004.
10. Заботкина В. И., Коннова М. Н. К вопросу об экспликации темпорального опыта в художественном тексте: аксиологический аспект // Новый филологический вестник. 2021. № 3 (58). С. 18—32.
11. Лазарева О. В. История осмысления категории количественности в философии языкознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2010. № 4. С. 12—22.
12. Цзоу Х., Новоспасская Н. В. Классификация элементов лингвокультурологической информации в поликодовом тексте печатной рекламы на материале русского и китайского языков // Litera. 2021. № 2. С. 1—10. doi: 10.25136/2409-8698.2021.2.35001.
13. Пономарёва И. В. Нарушение принципов вербального общения как признак псевдокоммуникации // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2021. Т. 31, № 2. С. 209—214.
14. Симаева И. Н. Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006.
15. Сусов И. П. Лингвистическая прагматика. Винница, 2009.
16. Фридман А. Искусство конструктивного диалога. СПб., 2021.
17. Шукшин В. Собр. соч. : в 5 т. Фрунзе, 1992. Т. 3.
18. Adams L., Lenz E., Hériard-Dubreuilh C. Femmes efficaces. Montréal, 1981.
19. Augendre Ph. À l’écoute de l’autre // Vie et Santé. 1982. № 6.
20. Beckett S. The complete dramatic works. L. ; Boston, 1990.
21. Gordon Th. Enseignants efficaces enseigner et être soi-même. Montréal, 1979.
22. Rogers C. On Becoming a Person. A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.
23. Rogers C. Freedom to Learn. Columbus, 1969.
24. Rosenberg M. Nonviolent Communication. A Language of Life. Encinitas, 2015.