Гуманитарные и общественные науки

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Международно-политический статус государства—наблюдателя при ЕАЭС: проблемы и перспективы институционализации

DOI
10.5922/sikbfu-2023-4-9
Страницы / Pages
96-113

Аннотация

Рассмотрена проблема развития института государства — наблюдателя при ЕАЭС. Предпринята попытка оценить возможности обретения полного членства нынешними государствами-­наблюдателями и увеличения числа государств — наблюдателей при ЕАЭС. На основании анализа нормативно-­правовых актов, а также привлечения средств сопоставительного позиционного анализа установлено, что относительно поздно возникший институт лишь к 2023 г. обрел более или менее завершенный вид. Основное внимание в работе автор акцентирует на международно-­политической полезности статуса государства-наблюдателя и на проблемах его действительной реализации. Дано сравнение позиционирования Молдовы, Кубы и Узбекистана как государств — наблюдателей при ЕАЭС. Особое внимание уделено ранжированию факторов, препятствующих и способствующих эффективной реализации специфического международно-­политического статуса. Обоснован вывод, что к числу первых можно отнести слабость национальной экономики и внутриполитическую нестабильность, а к числу вторых — наличие политической воли консолидированной правящей элиты и социальную востребованность интеграционного предложения. Автор приходит к выводу о двух принципиально возможных сценариях институционального развития Союза: а) углубление интеграции; б) расширение интеграционного пространства благодаря продвижению договорной политики. Список вероятных в будущем государств — наблюдателей при ЕАЭС невелик: Китай, Вьетнам, Иран, Сербия, Сингапур. По мере нормализации армяно-­азербайджанских отношений и интеграционного продвижения Узбекистана такой же статус, возможно, смогут получить Азербайджан и Таджикистан.

Abstract

The issue of the development of the observer state institution within the Eurasian Economic Union (EAEU) has been considered. An attempt has been made to assess the possibilities for the current observer states to acquire full membership and increase the number of observer states within the EAEU. Based on the analysis of regulatory acts and the application of comparative positional analysis, it has been established that the relatively recent institution only took on a more or less complete form by 2023. The main focus of the author’s work is on the international-political usefulness of the observer state status and the problems of its actual implementation. A comparison is made between the positioning of Moldova, Cuba, and Uzbekistan as observer states within the EAEU. Special attention is given to ranking the factors hindering and promoting the effective implementation of this specific international-political status. The conclusion is substantiated that among the hindering factors are the weakness of the national economy and domestic political instability, while among the promoting factors are the presence of political will from a consolidated ruling elite and social demand for the integration proposal. The author concludes that there are two fundamentally possible scenarios for the institutional development of the Union: a) deepening integration; b) expanding the integration space through the advancement of contractual policies. The list of potential future observer states within the EAEU is small: China, Vietnam, Iran, Serbia, and Singapore. As Armenian-Azerbaijani relations normalize and Uzbekistan progresses in integration, Azerbaijan and Tajikistan may potentially attain similar status.

Список литературы

1. Белащенко Д. А., Толкачев В. В., Шоджонов И. Ф. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2020. Т. 20, № 3. С. 543—559.

2. Вой­ников В. В. Право Европейского союза и Евразийского экономического союза: законодательство и судебная практика. Калининград, 2022.

3. Девятков А. Первый пошел. Что означает получение Молдовой статуса наблюдателя при ЕАЭС? URL: https://eurasia.expert/poluchenie-moldovoy-statusa-nablyudatelya-pri-eaes/ (дата обращения: 10.08.2023).

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501160013 (дата обращения: 10.08.2023).

5. Замглавы Минэкономразвития: в молодости ЕАЭС кроется его сила и интеграционная гибкость. URL: https://tass.ru/interviews/17949057 (дата обращения: 10.08.2023).

6. Кузина Т. А. Вступление Республики Узбекистан в ЕАЭС: проблемы и перспективы // Молодые исследователи о современных проблемах теории и практики таможенного дела : матер. Региональной онлайн науч.-практ. конф. студентов и молодых исследователей, посвященной 60-летию ВСГУТУ. Улан-Удэ, 2022. С. 45—48.

7. Курылев К. П., Дегтерев Д. А., Смолик Н. Г., Станис Д. В. Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13, № 1. С. 134—156. doi: 10.17323/1996-7845-2018-01-08.

8. Меморандум o сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Республикой Молдова. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413501/ms_05042017 (дата обращения: 10.08.2023).

9. Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Узбекистан. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01429204/ms_13052021 (дата обращения: 10.08.2023).

10. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Куба. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01418028/ms_06062018 (дата обращения: 10.08.2023).

11. Мисько О. Н., Рубцов Г. Г. Влияние унификации политик стран ЕАЭС и их союзников на долгосрочные социально-экономические процессы внутри Евразийского союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16, № 3. С. 34—46.

12. О статусе государства — наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/o-statu... (дата обращения: 10.08.2023).

13. Обращение Президента России к главам государств — членов Евразийского экономического союза. https://kremlin.ru/events/president/news/56663 (дата обращения: 10.08.2023).

14. Обреновић С. Проширење Евроазијске економске уније — да ли је на реду политика проширења Евроазијске економске уније? // Интеграциони процеси у Евроазији / За издавача: проф. др Бранислав Ђорђевић. Београд, 2019. С. 286— 307.

15. Правительство Молдавии отказалось финансировать участие страны в качестве наблюдателя в ЕАЭС. URL: https://www.interfax.by/ news/world/1242158 (дата обращения: 10.08.2023).

16. Принят пакет поправок в Договор о ЕАЭС. URL: https://eec.eaeunion.org/news/prinyat-paket-popravok-v-dogovor-o-eaes-/ (дата обращения: 10.08.2023).

17. Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 25.05.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/c43cb9f74e6a88b991f3eb4297c2e5e98ecd368b/ (дата обращения: 10.08.2023).

18. Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год : Решение Высшего Евразийского экономического совета от 09.12.2022 г. № 17. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01437185/err_12122022_17 (дата обращения: 10.08.2023).

19. Рубцов Г. Г., Мисько О. Н. Управление социально-экономическим развитием через инструменты социальной политики Евразийского экономического союза (часть 1) // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17, № 1. С. 50—63. doi: 10.22394/2073-2929-2023-01-50-63.

20. Серегина А. А., Богомолова В. Е., Харланов А. С. Роль статуса страны в ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. Т. 15, № 3. С. 125— 134.

21. Спартак А. Н., Воронова Т. А. Перспективы и ограничения евразийской политики соседства // Международная торговля и торговая политика. 2018. № 4. С. 5—20.

22. Узбекистан и Куба получили статус наблюдателей при ЕАЭС. URL: https://ria.ru/20201211/status-1588759710.html (дата обращения: 10.08.2023).

23. Храмова А. В. Стратегическое развитие Евразийского экономического союза в эпоху коронакризиса // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 1. С. 124—132

24. Чмырева В. А. ЕАЭС — Куба: институционализация взаимодействия и потенциал современного сотрудничества // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17, № Х. С. 181—190. doi: 10.22394/2073-2929-2023-02-181-190.

25. Busygina I., Filippov M. Russia, Post-Soviet Integration, and the EAEU: The Balance between Domination and Cooperation // Problems of Post-Communism. 2021. Vol. 68, № 6. P. 477—486.

26. Cieślik A., Gurshev O. Trade policies in Central Asia after EAEU enlargement and after Russian WTO accession: regionalism and integration into the world economy revisited // Eurasian Geography and Economics. 2023. Vol. 64, № 1. P. 1—23.

27. Dragneva R., Hartwell Ch. A. The Eurasian Economic Union: integration without liberalization? // Post-Communist Economies. 2021. Vol. 33, № 2-3. P. 200—221.

28. Furman E., Libman A. Europeanization and the Eurasian Economic Union // Eurasian integration — the view from within / ed. by P. Dutkiewicz and R. Sakwa. L. ; N. Y., 2015. Р. 173—192.

29. Hartwell Ch. A. Part of the Problem? The Eurasian Economic Union and Environmental Challenges in the Former Soviet Union // Problems of Post-Communism. 2022. № 69. P. 317—329.

30. Popescu R. M. European Union vs. Eurasian Union — a brief comparative analysis and perspectives for cooperation // Proceedings of the International Conference on Business Excellence. 2021. Vol. 15, № 1. P. 1294—1304. doi: 10.2478/picbe-2021-0119.

31. Sakwa R. Russian Neo-Revisionism and Dilemmas of Eurasian Integration // Power, Politics and Confrontation in Eurasia / ed. by R. E. Kanet, М. Sussex. L., 2015. P. 111—134. doi: 10.1007/978-1-137-52367-9_6.