Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №3

Функции слов-реалий в романе С. Рушди «Дети полуночи»

Аннотация

Рассмотрены особенности функционирования слов-реалий в тек­сте романа С. Рушди «Дети полуночи» (Midnight’s Children). Осуществляется дели­митация термина «слова-реалии» в его сопоставлении с понятием «реалии». Отме­чена языко­вая специфика романа, состоящая в интенционально обусловленном вклю­чении в текст без соответствующего авторского комментария экзотической лекси­ки, смысл которой может быть понят иноязычным читателем только в рамках кон­кретного контекста. Выделены лексико-семантические группы слов-реалий, способ­ствующих созданию национально-культурного колорита и референциально соотнося­щихся с ло­кальными объектами и популярными блюдами индийской национальной кухни. Оха­рактеризована роль топонимов, заключающаяся в структурировании локальных коор­ди­нат текстового континуума. Доказано, что номинации национальных блюд, исполь­зованные автором, служат для интенсификации развития сюжетных линий художе­ст­венного повествования. Слова-реалии данной группы функционируют в тексте ро­мана в качестве средств создания социального колорита, маркеров значимых событий в жизни персонажей, индикаторов эмоционального состояния героев, экспликаторов рет­роспективной ментально-когнитивной деятельности субъективного повествова­теля, а также выступают в роли организующего звена кольцевой композиции романа.

Abstract

The article examines the features of the functioning of realia words in the text of Salman Rushdie's novel "Midnight’s Children." The delimitation of the term "realia words" is car­ried out in its comparison with the concept of "realia." The language specificity of the novel is noted, which consists of intentionally incorporating exotic vocabulary into the text without corresponding authorial commentary, the meaning of which can be understood by a non-native reader only within a specific context. Lexico-semantic groups of realia words are high­lighted, contributing to the creation of national-cultural color and referentially related to local objects and popular dishes of Indian national cuisine. The artistic pragmatics of realia words in the novel "Midnight’s Children" is characterized. The role of toponyms is characterized by their involvement in structuring the local coordinates of the textual continuum. It has been demonstrated that the nominations of national dishes used by the author serve to intensify the development of plotlines in artistic narrative. The realia words of this group function in the novel as means of creating social color, markers of significant events in the characters' lives, indicators of the characters' emotional states, explicators of the retrospective mental-cognitive activities of the subjective narrator, and also serve as the organizing link in the circular composition of the novel.

Скачать статью

Книгоцентрическая картина мира в романах О. Токарчук «Путешествие людей Книги» и «Книги Якова»

Аннотация

Проведен сравнительный анализ романов Ольги Токарчук «Путешествие людей Книги» и «Книги Якова», в которых концептуальную роль играют мотивы путеше­ствия и книги, а тематика религиозно-мистических обществ XVII—XVIII вв. приоб­ретает большое значение. Рассмотрены жанровая специфика двух текстов, особенно­сти их повествовательной структуры и системы персонажей. Утверждается, что две анализируемые книги сходны логоцентрическим и книгоцентрическим мировиде­нием, смысл которого заключается в вере в способность человека с помощью слова и книги оказывать влияние на действительность. В связи с диалектикой слова и дела раскрываются фаустовские мотивы обоих текстов. В «Путешествии людей Книги» и в «Книгах Якова» также присутствует важная для идейно-художественной структу­ры романов оппозиция женское — мужское. С ней связан полоноцентрический аспект «Книг Якова», в которых ставится проблематика польского мессианизма и находит выражение архетип Девы, приобретающий национальный колорит благодаря своеоб­разно интерпретированному мифу Богоматери Ченстоховской. В связи с культом Девы также отмечена проблема воздействия на художественное воображение Токарчук идеи Юнга о четверичности как архетипическом числовом выражении абсолюта.

Abstract

The authors have conducted a comparative analysis of the novels by Olga Tokarczuk, "The Journey of the People of the Book" and "The Books of Jacob,", where the conceptual role is played by motifs of travel and books, and the theme of religious-mystical societies of the 17th-18th centuries becomes significant. The genre specificity of the two texts, features of their narrative structure, and character systems are considered. It is asserted that the two analyzed books share a logocentric and book-centric worldview, the meaning of which lies in the belief in the ability of humans to influence reality through words and books. In connection with the dialectic of word and deed, Faustian motifs of both texts are revealed. In "The Jour­ney of the People of the Book" and "The Books of Jacob," there is also an important opposition of feminine and masculine in the ideological-artistic structure of the novels. Connected with this is the polocentric aspect of "The Books of Jacob," where the issues of Polish messianism are raised, and the archetype of the Virgin, acquiring national color through a uniquely inter­preted myth of the Black Madonna of Częstochowa, finds expression. In connection with the cult of the Virgin, the issue of the influence on Tokarczuk's artistic imagination of Jung's idea of quaternity as an archetypal numerical expression of the absolute is also noted.

Скачать статью