Языковая политика Эстонии: достигнутые результаты и будущее русскоязычного образования
- DOI
- 10.5922/sikbfu-2023-3-9
- Страницы / Pages
- 96-105
Аннотация
Языковая политика Эстонии вызывает серьезные дискуссии в научном сообществе, осложняемые политической заряженностью данной темы. В работах эстонских авторов можно встретить безоговорочное постулирование влияния России на эстонское общество, а самим русскоязычным меньшинствам уделяется относительно мало внимания. Отечественные исследователи сосредоточивают внимание на негативных аспектах интеграционной и языковой политики — нарушении прав национальных меньшинств, ассимиляционном характере языковой политики Эстонии, — но при этом в силу языкового барьера редко привлекают эстоноязычный эмпирический материал. Отсюда вытекают часто прямо противоположные выводы о перспективах языковой политики Эстонии: от неизбежной ассимиляции русскоязычного меньшинства до его успешной интеграции в эстонское общество с сохранением языковой и культурной самобытности. В статье рассматриваются результаты языковой политики Эстонской Республики на 2023 г. и перспективы русскоязычного образования в стране, делается вывод о возможностях трансформации интеграционной политики в действительно ассимиляционную.
Abstract
Estonia’s language policy sparks serious debates in the academic community, further complicated by the politically charged nature of the topic. In the works of Estonian authors, there is unequivocal postulation of Russia’s influence on Estonian society, while relatively little attention is given to the Russian-speaking minorities themselves. Domestic researchers focus on the negative aspects of integration and language policies—violations of the rights of national minorities, the assimilative nature of Estonia’s language policy—yet, due to the language barrier, rarely incorporate Estonian-language empirical material. This often leads to diametrically opposite conclusions about the prospects of Estonia’s language policy, ranging from the inevitable assimilation of the Russian-speaking minority to its successful integration into Estonian society while preserving linguistic and cultural distinctiveness. The article examines the results of Estonia’s language policy as of 2023 and the prospects for Russian-language education in the country, drawing conclusions about the potential transformation of integration policy into a genuinely assimilative one.
Список литературы
1. Департамент статистики ЭР. Демографические и культурные показатели. URL: https://andmed.stat.ee/en/stat/rahvaloendus__rel_vordlus__rahvastiku- demograafilised-ja-etno-kultuurilised-naitajad/RLV421/table/tableViewLayout2 (дата обращения: 12.04.2023).
2. Департамент статистики ЭР. Образование. URL: https://andmed.stat.ee/en/stat/rahvaloendus__rel2021__haridus/RL21303/table/tableViewLayout2 (дата обращения: 15.04.2023).
3. Закон о культурной автономии меньшинств (принят 26.10.1993). URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/182796 (дата обращения: 14.02.2023).
4. Закон о языке (принят 23.02.2011). URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/ 102072013009 (дата обращения: 14.02.2023).
5. Кая Каллас: унификация эстоноязычного образования нужна, чтобы не возникло сегрегации. URL: https://rus.err.ee/1608103171/kaja-kallas-unifikacija-jestonojazychnogo-obrazovanija-nuzhna-chtoby-ne-vozniklo-segregacii (дата обращения: 24.04.2023).
6. Михайлов Д. А. Проблемы изучения русскоязычного населения Эстонии // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 7. С. 16—20.
7. Симонян Р. Х. Русскоязычная диаспора в странах Балтии: современное состояние и перспективы // Балтийский регион. 2022. Т. 14, № 2. С. 144—157.
8. Урмас Паэт: в Эстонии нет необходимости в культурной автономии для русских. URL: https://rus.postimees.ee/6415920/urmas-paet-v-estonii-net-neobho dimosti-v-kulturnoy-avtonomii-dlya-russkih (дата обращения: 24.04.2023).
9. Eesti ühiskonna integratsiooni monitooring 2015. URL: https://www.ibs.ee/ wp-content/uploads/Eesti_integratsiooni_monitooring_20151.pdf (дата обращения: 11.04.2023).
10. Eesti ühiskonna lõimumismonitooring 2020. URL: https://www.kul.ee/ media/3240/download (дата обращения: 15.04.2023).
11. Integratsioon Eesti ühiskonnas 2000—2007. Tallinn, 2006. URL: https://inte gratsioon.ee/ru/riikliku-programmi-integratsioon-eesti-uhiskonnas-2000-2007-vahe hindamisaruanne (дата обращения: 11.04.2023).
12. Põder K., Lauri T., Rahnu L. Challenges facing the Estonian school system: the achievement gap between language-stream schools and school choice by immigrants // Estonia at the Age of Migration: Estonian Human Development Report 2016/2017. URL: https://2017.inimareng.ee/en/immigration-and-integration/challenges-facing- the-estonian-school-system/ (дата обращения: 17.04.2023).
13. Põhikooli- ja gümnaasiumiseaduse ning teiste seaduste muutmise seadus (eestikeelsele õppele üleminek) 722 SE. URL: https://tinyurl.com/yc2nayun (дата обращения: 17.02.2023).
14. Riigikogu arutelu fookuses olid eestikeelsele õppele ülemineku probleemid. URL: https://www.riigikogu.ee/istungi-ulevaated/riigikogu-arutelu-fookuses-olid- eestikeelsele-oppele-ulemineku-probleemid/ (дата обращения: 17.04.2023).
15. Sidusa Eesti Arengukava 2030. URL: https://www.kul.ee/siduseesti2030 (дата обращения: 15.04.2023).
16. Sotirović V. B. The Russian Minority Question In Estonia. URL: https://www. researchgate.net/publication/329372339_The_Russian_Minority_Question_In_Estonia (дата обращения: 14.04.2023).