Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Отношение преподавателей дополнительного музыкального образования к инклюзивному образованию слепых и слабовидящих детей

DOI
10.5922/pikbfu-2023-2-10
Страницы / Pages
107-118

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования условий и факторов при оценке перспектив инклюзивного дополнительного музыкального образования незрячих и слабовидящих детей. Выявлено позитивное отношение опытных и высококвалифицированных преподавателей музыки к перспективам более широкого внедрения инклюзивной практики в музыкальном образовании по дополнительным общеобразовательным программам, гуманная позиция по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, положительная оценка перспектив создания специальных условий для особенных детей в детских школах искусств и детских музыкальных школах. Определено экспертное мнение о необходимости дополнительного исследования проблематики инклюзивного дополнительного музыкального образования и выработки критериев допуска детей с ОВЗ к нему. Выявлены опасения значительной части экспертов относительно обеспечения инклюзивной практики, обусловленной недостаточностью опыта работы с особенными детьми и необходимых компетенций. Установлен запрос сообщества преподавателей дополнительного образования на адаптированное методическое обеспечение по обучению детей с разными видами ОВЗ исполнительскому искусству, учитывающее как особые образовательные потребности таких детей, так и специфику музыкальных инструментов. Обозначены проблемы и поставлены задачи для обеспечения инклюзивного дополнительного музыкального образования.

Abstract

The article presents the results of an empirical study of conditions and factors in assessing the prospects of inclusive additional music education for blind and visually impaired children. The positive attitude of experienced and highly qualified music teachers to the prospects of wider introduction of inclusive practice in music additional education programs, a humane attitude towards children with special educational needs, a positive assessment of the prospects for creating special conditions for special children in children’s art schools and children’s music schools was revealed. The authors share their expert opinion on the need for additional research on the issues of inclusive music admission education and the development of criteria for admission of children with disabilities to it. A significant part of experts express their concerns regarding the provision of inclusive practice due to the lack of experience working with special children and the necessary competencies. The community of teachers of additional education request some adapted methodological support for teaching performing arts to children with different types of disabilities, taking into account both the special educational needs of such children and the specifics of musical instruments. The problems are identified and tasks are set to ensure inclusive additional music education.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. СПб., 2014

2. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Особенности отношения представителей современного социума к лицам с инвалидностью по материалам экспертного опроса Мурманской области // Общество: социология, психология, педагогика 2018. № 12 (56). С. 34—39.

3. Денисова Р. Р., Гостева Л. З., Кора Н. А. Инклюзивная готовность преподавателя к профессиональной деятельности как ценность современного образования // Человек и его ценности в современном мире : материалы XII междунар. науч.-практ. конф. Чита, 2020. С. 41—53.

4. Елисеев В. К., Косыгина Е. А., Бычкова Е. С. Мониторинг качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 6. С. 72—78.

5. Зайцев Д. В., Корогодова Н. П., Селиванова Ю. В. Инклюзивная культура и конфликт: анализ с позиций социологии города // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества : материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2020. С. 229—233.

6. Инденбаум Е. Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 194—204.

7. Калашникова С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного подхода в образовании: формирование и оценка в процессе обучения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16, № 4. С. 95—106.

8. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивные профессиональные компетенции педагога в оценках родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 377—392.

9. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Никулина Г. В. и др. Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 106—125.

10. Кобрина Л. М., Денисова О. А. Эволюция общих и специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте актуальных представлений о сопровождении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 288—301.

11. Лебедева Ю. И. Формирование проектной компетентности педагога инклюзивного образования в системе дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2020.

12. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям. От специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 8—15.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Сафонова Т. В., Сунцова А. С., Аслаева Р. Г. Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1 (94). С. 50—65.

15. Симаева И. Н. Психологические риски для развития школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Миссия образования — мир будущего: достижения и перспективы : материалы ХХ юбилейной междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2021. С. 82—89.

16. Смирнов А. А. Педагогическая модель музыкально-образовательного процесса в условиях инклюзии : дис. ... канд. пед. наук. М., 2020.

17. Сунцова А. С., Баранов А. А. Личностно-профессиональные характеристики педагога инклюзивного образования с позиции компетентностного подхода // Вестник Удмуртского университета. 2020. Т. 30, № 3. С. 298—306.

18. Усанина Н. С. Инклюзивная компетентность педагогов и их подготовка к работе в условиях инклюзии // Вопросы общего, высшего и дополнительного образования : сб. ст. национальной науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ярославль, 2019. С. 164—171.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

20. Хитрюк В. В., Феклистова С. Н., Лемех Е. А., Баль Н. Н. Изучение запроса родительской общественности к качеству инклюзивного образования // Адукацыя i выхаванне. 2018. № 4 (316). С. 35—42.

21. Шипицына Л. М. От социальной полезности к социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспектива человека: гуманитарное сознание и его парадоксы : сб. ст. межвуз. науч.-теор. конф. СПб., 2014. С. 119—130.

22. Belková V., Zólyomiová P., Petrík Š. Inclusive Education in Practice: Teachers’ Opinions and Needs // Journal of Siberian Federal University. Vol. 14, № 9. Р. 1286— 1298.

23. Simaeva I. N., Budarina A. O., Sundh S. Inclusive education in Russia and Baltic cjuntries: a comparative analisis // Baltic Region. 2019. Vol. 11, № 1. P. 76—91.