Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Готические составляющие генеалогии научной фантастики

DOI
10.5922/pikbfu-2023-2-5
Страницы / Pages
43-59

Аннотация

Научная фантастика может быть определена как литература о познаваемом необычном, представляющая гипотетические научно-технические и социальные продукты его рационального освоения. До появления этого жанра тематика освоения необычного разрабатывалась в основном в сфере мифологической фантастики, которая стала базовым элементом готической литературы. В готике начали формироваться черты научной фантастики: в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» мотивы сверхъестественного рационализируются посредством использования научно-технической проблематики. Выявление природы, способов и специфики трансформаций готического сюжета, приведших к формированию научно-фантастического жанра, стало целью представляемого исследования, для достижения которой используются сопоставительный, историко-генетический, герменевтический и мифопоэтический методы. Готическая литература отреагировала на рост интереса к научно-техническому прогрессу попыткой рационального осмысления элементов сюжета о сверхъестественном: демоны, оборотни, живые мертвецы могут быть представлены либо как результат экспериментирования, либо как объект научного освоения. В русской литературе В. Ф. Одоевский из готической поэтики делает ход в сторону долгосрочного социального и научно-технического прогнозирования в художественном тексте. Роль готики в генезисе научной фантастики хорошо видна в художественном мире Г. Ф. Лавкрафта, разрабатывающего сверхъестественный ужас в форме нечеловеческих проявлений равнодушной вселенной, причастность знанию о которых ставит протагониста-ученого в ситуацию мифологического культурного героя, переосмысленного в координатах сюжета о научном поиске.

Abstract

Science fiction can be defined as the literature about cognizable unusual phenomena which represents hypothetical scientific, technical and social products of their rational exploration. Before the genre emerged, the subject of exploring the unusual was developed mainly in the field of mythological fiction, which became the basic element of Gothic literature. In Gothic, the features of science fiction began to form: in M. Shelley’s novel “Frankenstein, or the Modern Prometheus”, the motives of the supernatural are rationalized through the use of scientific and technical issues. The goal of the presented research is detecting the nature, methods and specif­ics of the transformations of the Gothic plot that led to the formation of the science fiction genre. It is achieved by the use of comparative, historical-genetic, hermeneutic, mythopoetic methods. Gothic literature reacted to the growing interest in scientific and technological progress by attempting to rationalize the elements of the supernatural plot: demons, werewolves, the living dead could be presented either as a result of experimentation or as an object of scientific exploration. In Russian literature, V. F. Odoevsky made a move from Gothic poetics towards long-term social, scientific and technological forecasting in a fiction text. The role of Gothic in the genesis of science fiction is clearly visible in the artistic world of H. P. Lovecraft who elaborated supernatural horror in the form of nonhuman manifestations of the indifferent Universe. The protagonist scientist is involved into the knowledge of it and, therefore, is put in the situation of a mythological cultural hero, reinterpreted in the coordinates of the plot of scientific research.

Список литературы

1. Васильева Э. В. Прием «геоцитирования» в нарративной стратегии Г. Ф. Лавкрафта (на материале романа «Случай Чарльза Декстера Варда» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. № 3. С. 170—176.

2. Головачева И. В. Размышления о теориях научной фантастики 2000-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 2. С. 18—27.

3. Головачева И. В. О соотношении фантастики и фантастического // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 1. C. 33—42.

4. Гроссман Д. Д. Эдгар По в России. Легенда и литературное влияние / пер. с англ. М. А. Шерешевской. СПб., 1998.

5. Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Философский взгляд на научную фантастику и фантазийные жанры // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер.: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 4 (08). С. 129—137.

6. Козьмина Е. Ю. Фантастика начала ХХ века в жанровом освещении // Научный диалог. 2017. № 6. С. 148—157.

7. Заломкина Г. В. Готический миф. Самара, 2010.

8. Зубов А. А. Фантастоведение и теория жанров // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 1 (158). С. 53—65.

9. Никифорова Н. В. Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 2 (39). С. 117—129.

10. Николюкин А. Н. Наедине с русской классикой. М., 2013.

11. Одоевский В. Ф. 4338-й год // Русская фантастическая проза эпохи Романтизма (1820—1840 гг.) : сб. произведений. Л., 1990. С. 367—397.

12. Одоевский В. Ф. Косморама // Русская фантастическая проза эпохи Романтизма (1820—1840 гг.) : сб. произведений. Л., 1990. С. 304—352.

13. Одоевский В. Ф. Два дни в жизни земного шара // «У светлого яра Вселенной». Фантастические произведения русских и советских писателей. М., 1988. С. 23—30.

14. Осьмухина О. Ю., Старцев Д. И. Готическая мотивика прозы А. Р. Беляева (на материале романа «Остров погибших кораблей» и рассказа «Страх») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 256—259.

15. Сошников А. О. Особенности структурно-семантической организации текстов произведений Г. Ф. Лавкрафта (На материале повести «Хребты безумия») // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 603—607.

16. Уэллс Г. Предисловие к сборнику «Семь знаменитых романов» / пер. М. Ландора // Собр. соч. : в 15 т. М., 1964. Т. 14. С. 349—354.

17. Цехновицер О. В. От редактора // В. Ф. Одоевский. 4338 год. М., 1926. C. 3—10.

18. Aldiss B. Billion Year Spree: The True History of Science Fiction. Garden City, N. Y., 1973.

19. Boy G. A., Doule O. How Can Space Contribute to a Possible Socio-Technical Future on Earth? // Le Travail Humain. 2014. № 3 (77). P. 281—298.

20. Donohue M. K. Borderlands Gothic Science Fiction: Alienation as Intersection in Rivera’s “Sleep Dealer” and Lavín’s “Llegar a La Orilla” // Science Fiction Studies. 2018. Vol. 45, № 1. P. 48—68.

21. Kincaid P. On the origins of Genre // Speculations on speculation: theories of science fiction / ed. by J. Gunn, M. Candelaria. Lanham, Maryland, 2010. P. 41—54.

22. Lovecraft H. P. Selected Letters III (1929—1931) / ed. by A. Derleth, J. Turner. Sauk City, 1971.

23. Lovecraft H. P. The Complete Tales of H. P. Lovecraft. N. Y., 2019.

24. MacArthur S. Gothic Science Fiction: 1818 to the Present. N. Y., 2015.

25. Peak D. Horror of the Real: H. P. Lovecraft’ s Old Ones and Contemporary Speculative Philosophy // Diseases of the Head: Essays on the Horrors of Speculative Philosophy / ed. by M. Rosen. Santa Barbara, CA, 2020. P. 163—180.