Криминалистические аспекты кибербуллинга как формы деструктивного поведения в сети Интернет
- DOI
- 10.5922/sikbfu-2023-2-3
- Страницы / Pages
- 25-32
Аннотация
В статье анализируются криминалистические аспекты феномена кибербуллинга как формы деструктивного поведения в сети Интернет. С позиции криминалистической науки рассматриваются психологические особенности, а также формы и виды его проявления. Охарактеризованы наиболее социально опасные формы кибербуллинга, проведен проблемный анализ сложившегося в современной науке представления о методах профилактики и противодействия проявлениям кибербуллинга. Среди проблем расследования и предупреждения преступлений посредством буллинга выделяется ограниченный контроль в интернет-пространстве, в первую очередь в социальных сетях, в том числе вследствие анонимности участников. Предложены меры по оптимизации криминалистической профилактики преступлений, совершенных посредством кибербуллинга. Выбор конкретных профилактических мероприятий должен быть обусловлен материалами уголовного дела; обстановкой совершенного преступления; обстоятельствами, сложившимися на момент принятия решения о реализации мер профилактического характера; особенностями личности несовершеннолетнего и другими факторами.
Abstract
The article analyzes the criminological aspects of the cyberbullying phenomenon as a form of destructive behavior on the Internet. The authors take criminological approach in considering the psychological characteristics of such behavior, as well as forms and types of its manifestation. The research described the most socially dangerous forms of cyberbullying, carried out the problem analysis of existing methods of prevention and counteraction to cyberbullying in modern science. The problems of investigation and prevention of bullying are incurred by very limited control in the digital space, first of all social networks due to anonymity of their users. The article proposes some measures to optimize the forensic prevention of crimes committed through cyberbullying. The choice of specific preventive measures should be conditioned by: materials of the criminal case; circumstances prevailing at the time of the decision to implement preventive measures; peculiarities of the personality of the juvenile and other factors.
Список литературы
1. Бочкарева Е. В., Стренин Д. А. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 1. С. 91—97.
2. Вершицкая Г. В. Возможности использования виртуальных следов в ходе расследования киберпреступлений // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22, № 2. С. 17—23.
3. Волчецкая Т. С., Авакьян М. В., Осипова Е. В. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 5. С. 578—591.
4. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России // ВЦИОМ Новости. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii (дата обращения: 09.01.2023).
5. Кот Е. А. Расследование преступлений, совершенных в сети Интернет, связанных с побуждением несовершеннолетних к суициду : дис. … канд. юрид. наук. Калининград, 2022.
6. Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И. Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 224—229.
7. Официальный информационный ресурс Организации Объединенных Наций. URL: https://news.un.org/ru/story/2019/10/1364182 (дата обращения: 09.01.2023).
8. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет») : письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 г. № 08-1184. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Салахова В. Б., Еняшина Н. Г., Романова А. В. Проблема девиантного поведения в современном обществе // Власть. 2016. Т. 24, № 11. С. 33—37.
10. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : федер. закон от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Щипанова Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде // Новые информационные технологии в образовании : матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10—13 марта 2015 года. Екатеринбург, 2015. С. 619—623.
12. Эффект растормаживания в Сети. URL: https://cyberpsy.ru/articles/ suler_online_disinhibition_effect/ (дата обращения: 12.01.2023).