Естественные и медицинские науки

2023 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Различные подходы к изучению географии туристских потоков (на примере стран Бенилюкса)

DOI
10.5922/gikbfu-2023-1-5
Страницы / Pages
66-75

Аннотация

География туризма в настоящее время использует разнообразные подходы для анализа туристских потоков. Цель исследования — выявить географические особенности распределения въездных туристских потоков в странах Бенилюкса, используя различные подходы агрегирования и визуализации данных. Исследование базируется на национальной статистике туризма стран Бенилюкса. Рассмотрены пять стран — лидеров по объему въездного туристского потока в данном регионе: Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды и Бельгия. Используются четыре различных показателя для анализа распределения въездного турпотока: общее число прибытий иностранных и внутренних туристов в регионе, индекс разнообразия въездного турпотока, доля прибытий из отдельной страны в общем объеме иностранного турпотока и степень посещаемости, рассчитанная на основе доли турпотока страны в регионе от общего турпотока данной страны. Выявлены регионы, выступающие основными центрами туризма (столичные, приморские, приграничные), и географические факторы, влияющие на степень посещаемости региона туристами из разных стран: язык региона, удаленность от границы, фактор столичности и в некоторых случаях наличие прямого авиасообщения. Применение двух разных подходов оценки въездного турпотока, проведенное впервые, позволило определить их преимущества и недостатки для дальнейшего использования.

Abstract

The tourism geography currently uses a variety of approaches to analyze tourist flows. The purpose of the study is to identify geographical features in the distribution of inbound tourist flows in the Benelux countries, using various approaches to data aggregation and visualization. The study is based on the national tourism statistics of the Benelux countries. Five leading countries in terms of the volume of inbound tourist flow in this region are considered: France, Germany, the United Kingdom, the Netherlands and Belgium. Four different indicators were used to analyze the distribution of inbound tourist flow: the total number of arrivals of foreign and domestic tourists in the region, inbound tourist flow diversity index, the share of arrivals from a particular country in the total volume of inbound tourist flow, and the degree of attendance calculated on the basis of the share of the country’s tourist the total tourist flow of the country. The regions that are the main centers of tourism (capital, seaside, border) and geographic factors that affect the degree of attendance of the region by tourists from different countries are identified: the language of the region, distance from the border, the capital factor and, in some cases, the presence of direct flights. The use of two different approaches to assessing the inbound tourist flow, carried out for the first time, made it possible to determine their advantages and disadvantages for further use.

Список литературы

1. Виды туризма и география турпотоков в зеркале пандемии COVID-19 / под ред. А. Г. Манакова. Псков, 2022.

2. Иванов И. А., Янчева К. Д. Структура и география распределения въездного туристского потока в Португалии // Псковский регионологический журнал. 2022. Т. 18, № 3. С. 71—85. http://doi.org/10.37490/S221979310021030-6.

3. Иванов И. А. Оценка соседского турпотока в европейских странах: статистико-картографический анализ // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16, № 1. С. 64—71.

4. Иванова Л. А. Динамика и география международного туристского обмена Великобритании в первые два десятилетия XXI в // Псковский регионологический журнал. 2021. № 1 (45). С. 92—109. http://doi.org 10.37490/S221979310013368-7.

5. Иванова Л. А., Крыстев В. Динамика и география въездного туристского потока в Ирландию // Псковский регионологический журнал. 2022. Т. 18, № 2. С. 108—125. http://doi.org/10.37490/S221979310020086-7.

6. Кицис В. М., Фомина А. А. Нидерланды: развитие туризма и его роль в экономике страны // Современные проблемы территориального развития. 2017. № 3.

7. Панова С. Ю. Современное состояние туристской сферы в Королевстве Нидерландов // Гужинские чтения: наследие и современность : матер. I Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2022. С. 136—140.

8. Семин И. Д., Беркасова Л. В. Культурно-исторические ресурсы Бельгии // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства : матер. 6-й межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. Е. И. Мишнина. Рязань, 2019. С. 26—29.

9. Чеглазова М. Е., Худяков Р. Велосипедный туризм Нидерландов / М. Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России : матер. II Всерос. с междунар. участием науч.-­практ. конф. Бахчисарай, 2019. С. 453—456.

10. Чученкова О. А. География потоков международного въездного туризма в Эстонии в 2004—2018 гг. // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Естественные и физико-математические науки. 2019. № 14. С. 55—66.

11. Charlier R. H., De Meyer C. P. Tourism and the coastal zone: The case of Belgium // Ocean & Coastal Management. 1992. Vol. 18, № 2—4. P. 231—240. http://doi.org/10.1016/0964-5691(92)90026-H.

12. Diekmann A., Vincent M., Bauthier I. The holiday practices of seniors and their implications for social tourism: A Wallonian perspective // Annals of Tourism Research. 2020. Vol. 85. http://doi.org/10.1016/j.annals.2020.103096.

13. Heerschap N., de Boer B., Hoekstra R. et al. Tourism Satellite Account for the Netherlands: Approach and Results // Tourism Economics. 2005. № 11. P. 393—409. doi: 10.5367/000000005774353024.

14. Jansen D.-J., Jonker N. Fuel tourism in Dutch border regions: Are only salient price differentials relevant? // Energy Economics. 2018. Vol. 74. P. 143—153. http://doi.org/10.1016/j.eneco.2018.05.036.

15. Jeuring J. H. G. Discursive contradictions in regional tourism marketing strategies: The case of Fryslân, The Netherlands // Journal of Destination Marketing & Management. 2016. Vol. 5, № 2. P. 65—75. http://doi.org/10.1016/j.jdmm.2015.06.002.

16. LUSTAT. Arrivals by touristic region and country of residence (All types of accommodation). URL: https://lustat.statec.lu/ (дата обращения: 31.10.2022).

17. Santos A., Cincera M. Tourism demand, low cost carriers and European institutions: The case of Brussels // Journal of Transport Geography. 2018. Vol. 73. P. 163— 171. http://doi.org/ 10.1016/j.jtrangeo.2018.04.026.

18. Sibrijns G. R., Vanneste D. Managing overtourism in collaboration: The case of ‘From Capital City to Court City’, a tourism redistribution policy project between Amsterdam and The Hague // Journal of Destination Marketing & Management. 2021. Vol. 20. Art № 100569. http://doi.org/10.1016/j.jdmm.2021.100569.

19. Sijtsma F. J., Daams M. N., Farjon H., Buijs A. E. Deep feelings around a shallow coast. A spatial analysis of tourism jobs and the attractivity of nature in the Dutch Wadden area // Ocean & Coastal Management. 2012. Vol. 68. P. 138—148. http://doi.org/10.1016/j.ocecoaman.2012.05.018.

20. STATBEL Tourist accommodations. URL: https://statbel.fgov.be/en/themes/enterprises/tourist-accommodations#panel-12 (дата обращения: 31.10.2022).

21. StatLine. Overnight accommodation; guests, country of residence, type, region. URL: https://opendata.cbs.nl/statline/#/CBS/en/dataset/82059ENG/table?ts=1665773422644 (дата обращения: 31.10.2022).