Гуманитарные и общественные науки

2023 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Владивостокский торговый порт в первой половине 1920-х годов: экспортная конкуренция и межведомственные противоречия

DOI
10.5922/sikbfu-2023-1-6
Страницы / Pages
63-76

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития Владивостокского торгового порта в нача­ле 1920-х гг. Первая четверть XX в. стала временем тяжелых испытаний для всей России в целом и Дальнего Востока в частности — Первая мировая война, Граждан­ская война, иностранная интервенция. Все это время Владивостокская гавань, по су­ти, была единственным источником внешних контактов отдаленного региона. Бу­дучи крупнейшим российским портом на Тихом океане, Владивосток исторически являлся своеобразным центром притяжения как в социально-экономическом, так и в военно-политическом аспекте. Однако разрушенные логистические цепочки и колос­сальный ущерб, который принесла с собой эпоха политической нестабильности, ли­шили его первенства в борьбе за рынки Тихоокеанского побережья. В основу данной пуб­ликации легли архивные документы, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Автор ставит задачу продемонстрировать ключевые мероприятия цен­тральных и местных властей, направленные на возвращение конкурентоспособности Владивостокского торгового порта в «маньчжурском транзите» — его своеобразной «визитной карточке» еще с начала столетия. Сделан вывод о том, что, несмотря на кардинальную смену вектора политического и экономического развития страны после 1917 г., порт Владивостока сумел сохранить за собой статус российского «окна в Азию». Ключевым средством осуществления этих планов становилось учреждение в порту Транзитной части, ставшей логическим результатом обобщения и примене­ния колоссального дореволюционного опыта в вопросе функционирования «свободных экономических зон».

Abstract

The article is devoted to the problem of the development of the Vladivostok commercial port in the early 1920s. The first quarter of the XX century was a time of severe trials for the whole of Russia in general and the Far East in particular: World War I; Civil War; foreign intervention. All this time, the Vladivostok Harbor was in fact the only source of external contacts of the remote region. Being the largest Russian port on the Pacific Ocean, Vladivostok has historically been a kind of center of attraction, both in socio-economic and military-political aspects. However, the destroyed logistics chains and the colossal damage that the era of political instability brought with it deprived him of the primacy in the struggle for the markets of the Pacific Rim. This publication is based on archival documents, many of which are being introduced into scientific circulation for the first time. The author sets himself the task of demonstrating the key activities of the central and local authorities aimed at restoring the competitiveness of the Vladivostok commercial port in the «Manchurian transit» — its distinctive «Visiting card» since the beginning of the century. The author concludes that despite the cardinal change in the vector of the country's political and economic development after 1917, the port of Vladivostok managed to retain the status of the Russian «Window to Asia». The key means of implementing these plans was the establishment of the so-called «Transit harbor» in the port, which became the logical result of generalization and application of the colossal pre-revolutionary experience in the functioning of «free economic zones».

Список литературы

1. Баранникова А. О. Интеграция Дальнего Востока в экономическое про­странство СССР в 1922—1925 гг. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 4. С. 11—16.

2. Беляева Н. А. Опыт взаимодействия таможенного ведомства и железной дороги в организации «маньчжурского транзита» // Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2004. № 4. С. 34—43.

3. Виноградов П. В. Значение Владивостокского порта в стратегических гру­зоперевозках в годы Первой мировой войны (на примере обработки железно­до­рожных грузов) // История Гражданской войны на Дальнем Востоке и исто­рия Русской эмиграции : матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100-ле­тию окончания Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке. Бла­гове­щенск, 2021. С. 42—47.

4. Виноградов П. В. «…пришлось совершенно неожиданно сделаться един­ственным открытым для внешней торговли портом Российской империи»: Вла­дивосток в годы Первой мировой войны // Современная научная мысль. 2017. № 4. С. 29—37.

5. Владивостокский морской торговый порт: описание порта, экономический обзор и отчетные данные за 1923/24 год. Владивосток, 1925.

6. Внешняя торговля и экспортные возможности Дальневосточного края : сб. ст. М., 1926.

7. Государственный архив Приморского края. Ф. Р-1167. Оп. 1. Д. 20.

8. Гудков И. А. Владивостокский морской торговый порт в начальный пери­од Великой Отечественной войны (1941—1942 гг.) // Гуманитарные исследова­ния в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2020. № 2. С. 64—73.

9. Дальневосточный край в цифрах : справочник. Хабаровск, 1928.

10. Долгов Л. Н. Идея тихоокеанской экономики в планах развития Дальнего Востока России в 20-е годы // Исторический опыт освоения восточных районов России : тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. Владивосток, 20‒22 сентября 1993 г. Владивосток, 1993. Кн. 3. С. 70—74.

11. Знаменский С. А. Маньчжурский экспорт через Владивосток // Экономи­ческая жизнь Приморья. 1923. № 1—2. С. 32—42.

12. Кларк И. С. К вопросу об организации вольной гавани во Владивостоке // Экономическая жизнь Приморья. 1923. № 1—2. С. 48—51.

13. Красное знамя. 1925. 22 февр. № 44 (1359).

14. Курбенков В. А. Порт как фактор освоения и развития экономической жизни Владивостока и областей России с период с 1862 по 1920 г. // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 11. С. 37—42.

15. Любимов Н. Н. Экономические проблемы Дальнего Востока: Восточная Китайская железная дорога. М., 1925.

16. Медведева Л. М. Владивостокский порт в 20-е годы XX века // Россия и АТР. 2000. № 2. С. 83—88.

17. Никольский Л. Порты и гавани Дальнего Востока // Экономическая жизнь Дальнего Востока. 1924. № 5. С. 42—51.

18. Никольский Л. Работа Владивостокского торгового Порта // Экономиче­ская жизнь Дальнего Востока. 1925. № 3—4. С. 102—105.

19. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.

20. Российский государственный архив экономики. Ф. 413. Оп. 14. Д. 232.

21. Сибирская советская энциклопедия : в 4 т. / под общ. ред. М. К. Азадов­ского, А. А. Ансона, М. М. Басова [и др.]. М. ; Новосибирск, 1929. Т. 1.

22. Ткачева Г. А. Транспорт Дальнего Востока СССР в обеспечении экономи­ческого сотрудничества со странами антигитлеровской коалиции в годы Вели­кой Отечественной войны (1941—1945) // Военно-техническое сотрудничество России: история и современность : матер. работы науч. конф., 25 октября 2012 г. СПб., 2013. С. 184—194.

23. Троицкая Н. А. Биржа во Владивостоке в первой трети XX века // Гума­нитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 2. С. 22—29.

24. Устюгова О. А. Дальний Восток России в системе внешнеторговых связей накануне и во время революций 1917 г. // Россия и АТР. 2017. № 3. С. 25—35.

25. Целищев М. И. Экономические очерки Дальнего Востока. Владивосток, 1925.

26. Шаблинский П. А. Порт Владивосток // Вестник Маньчжурии. 1926. № 11—12. С. 55—66.