Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Цифровые дидактические игры как средство дистанционной поддержки школьников

DOI
10.5922/pikbfu-2023-1-10
Страницы / Pages
102-113

Аннотация

Представлен обзор некоторых дидактических игр, доступных для педагогов и обучающихся в сети «Интернет», рассмотрены технологии их использования. Методологическая основа исследования — системно-деятельностный подход с учетом возрастных особенностей обучающихся и тенденций развития современной цифровой образовательной среды. Определяются цели, функциональные назначения цифровых дидактических игр, используемых в процессе дистанционной поддержки школьников, обучающихся в начальной школе, а также на средней и старшей ступенях обучения. Показаны особенности и преимущества цифровых дидактических игр для ликвидации типичных затруднений в учебной деятельности предметного и психологического генеза у обучающихся разного возраста. Автор предлагает алгоритм разработки и использования игры и дает рекомендации педагогам по применению некоторых существующих шаблонов для создания цифровых дидактических игр, доступных на цифровых платформах и сервисах в сети «Интернет» и пригодных для дистанционной поддержки школьников, устранения учебных затруднений у школьников.

Abstract

In the context of dynamic digitalization of the educational space, the introduction of inclusive education, the task of remote support for educational activities of both gifted students and schoolchildren with disabilities is of high relevance, since it helps to meet special educational needs and resolve difficulties in educational activities. The article presents an overview of some didactic games available for teachers and students on the platforms and services of the Internet and the relevant methodology, as well as a descriptive algorithm for self-development of such games for teachers. The goals, features and advantages of digital didactic games for the elimination of typical subject-­related and psychological difficulties in the educational activities among students of different ages are shown. The work expands the search base of research in the field of teacher education by analyzing the technology of using digital didactic games in the educational process of general and inclusive secondary education. Methodology and research methods. The study relies on general research methods of systematization and generalization, structural and functional analysis of the targeted use of digital didactic games to prevent and eliminate the difficulties experienced by schoolchildren in educational activities. The methodological basis of the research is a system-­activity approach, taking into account the age characteristics of students, as well as the development trends of the modern digital educational environment. Results and scientific novelty. The analysis determined the goals, functional purposes of digital didactic games used in the process of remote support for elementary school students, as well as for the secondary and high school. The author proposed an algorithm and recommendations for the game development and use of some existing templates for creating digital didactic games available to teachers on digital platforms and services on the Internet and suitable for remote elimination of educational difficulties at schoolchildren. Practical significance. The results obtained can be used by teachers of general secondary and inclusive education to implement remote support for schoolchildren at different levels of education.

Список литературы

1. Аствацатуров Г. О. Академия цифрового учителя. Видеоканал. URL: https://www.youtube.com/channel/UCE3Bpug14loJ5u56755JrGQ (дата обращения: 19.04.2022).

2. Беспрозванных А. А., Шаталова Н. П. Использование цифровых дидактических игр на уроках математики в 5 классах для развития логических учебных действий // Лучшие практики «Вызов цифрой» : матер. Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 23 марта 2020 г.). Чебоксары, 2020. С. 67—71.

3. Браницкая Л. Л., Браницкая Г. А. Дидактическая компьютерная флэш-игра как средство интенсификации обучения // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 1. С. 493—499.

4. Бронникова Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников на основе информационных технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 7 (58). С. 26—29.

5. Буркш Д. А. Актуальность формирования временных представлении старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости посредством цифровых игр // Наука и социум : матер. XV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-formirovaniya-vremennyh-predstavleniy-starshih-doshkoln... (дата обращения: 28.06.2022).

6. Галиуллина Э. Р., Зарипова Р. С. Цифровые игры как способ обучения // Ученые записки ИСГЗ. 2019. Т. 17, № 1. С. 126—129.

7. Груздева М. Л., Чаннова А. В. Анализ российского рынка цифровых образовательных платформ // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования : сб. ст. по матер. VIII регион. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 19 ноября 2021 года. Н. Новгород, 2021. С. 54—58.

8. Национальный стандарт РФ  ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

9. Аствацатуров Г. О. Дидактор ― педагогическая практика. Сайт педагога-практика. URL: http://didaktor.ru/ (дата обращения: 19.04.2022).

10. Ковтонюк П. И., Столбов А. А., Новиков М. Ю. Использование цифровых образовательных игр в учебном процессе школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). URL: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.93 (дата обращения: 31.05.2022). 

11. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений М., 2000.

12. Крежевских О. В., Михайлова А. И. Опыт создания цифровой мультимедийной игры // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 4 (47). С. 141—148.

13. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и ее роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 52 (186). С. 201—204.

14. Новиков А. М. Введение в методологию игровой деятельности М., 2006.

15. Рудакова Т. В. Обучение на основе цифровых игр в системе высшего образования // Наука и инновации в современном мире : сб. науч. ст. М., 2019. С. 100—102.

16. Рысьева Т. Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2003.

17. Тамбиева С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.

18. Федорович С. С., Зильберман Н. Н., Смиян Н. С. Опыт разработки и апробации цифровой образовательной игры по криптографии cryptospace // Гуманитарная информатика. 2019. № 16. С. 41—49.

19. Чен Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. 2011. С. 6—10.

20. Шабалина О. А. Разработка обучающих компьютерных игр: как сохранить баланс между обучающей и игровой компонентой? // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 587—602.