Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Скрининговая диагностика психоэмоционального состояния обучающихся в системе высшего образования

DOI
10.5922/pikbfu-2023-1-9
Страницы / Pages
90-101

Аннотация

Позитивные эмоциональные состояния обучающихся в системе высшего образования являются одним их важнейших факторов, способствующих сохранению психического здоровья, освоению образовательных программ и профилактике агрессивного и девиантного поведения. Одним из определяющих факторов того, будут ли молодые люди испытывать трудности с психическим здоровьем, служит раннее выявление психо­эмоциональных нарушений у студентов для разработки алгоритма соответствующего психологического сопровождения. Целью исследования стала оценка возможностей и перспектив скрининговой психологической диагностики обучающихся университета в дистанционном формате. Исследование впервые проводилось на базе электронной платформы управления обучением (learning management system, LMS). Психодиагностика выявила значительный уровень тревожности у обследуемых на субклиническом уровне выраженности, определенную динамику тревожных расстройств и депрессии у студентов разных лет обучения, а также проявления разных форм агрессивного поведения. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что проведение скрининговых психологических исследований в электронной форме позволяет обеспечить раннее выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи, и разработать алгоритм действий и обеспечения внутриведомственного и вневедомственного взаимодействия.

Abstract

Positive emotional state of students in the system of higher education is one of the most important factors that contribute to good mental health, the development of educational programs and the prevention of aggressive and deviant behavior of students. One of the determining factors of whether or not young people will have mental health issues is the early detection of psycho-­­emotional disorders of students in order to develop an algorithm for appropriate psychological support. The study aims at assessing the possibilities and prospects of screening psychological diagnostics of university students remotely. The study was first conducted through the electronic learning management system (LMS). Psycho diagnostics revealed a significant level of anxiety in the examinees at the subclinical level of severity, certain dynamics of anxiety disorders and depression of students of different years of study, as well as manifestations of different forms of aggressive behavior. The received data allow to conclude that timely psychological online screening allows to provide early detection of psychological issues, develop an algorithm of actions and support intradepartmental and out-of-departmental interaction.

Список литературы

1. Артеменков А. А. Оценка психоэмоционального состояния студентов университета // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92, № 4. С. 73—76.

2. Астапов В. М., Петрова И. Н. Проблемы коморбидности в анализе тревожных расстройств // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. № 2 (46). С. 75―79.

3. Бигаева А. Р. Сравнение уровня тревожности у студентов медицинского вуза и студентов психологического факультета // Студенческий вестник. 2021. № 41-1 (186). С. 48―50.

4. Вачков И. В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий. М., 2014.

5. Временные методические рекомендации. «Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 3» (утв. Министерством здравоохранения РФ 1 ноября 2022 г.). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/405861557/paragraph/1:1 (дата обращения: 11.11.2022).

6. Драпкина О. М., Самородская И. В. Скрининг: терминология, принципы и международный опыт // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22, № 1. С. 90— 97. Doi.org/10.17116/profmed20192201190.

7. Дроздова Л. Н., Кулешова Ю. В., Ашихмина С. В. Возрастные особенности и оценка адаптационных возможностей студентов-первокурсников // Психология обучения. 2007. № 12. С. 89—94.

8. Карабинская О. А., Изатулин В. Г., Калягин А. Н., Чичкалюк В. А. Тревожность и ее влияние на учебную мотивацию у студентов различных образовательных заведений // Культура. Наука. Образование. 2021. № 3 (60). С. 49—54.

9. Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации (утв. Минобрнауки России 29.08.2022 № ВФ/1-Кн). URL: https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/kontseptsiya-razvitiya-seti-psihologicheskih-sluzhb-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-vysshego-obrazovaniya-v-r/ (дата обращения: 11.11.2022).

10. Кулешова Ю. В., Козулина Н. С. Психолого-педагогические технологии формирования культуры здоровья обучающихся в вузе // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. М., 2017. С. 147—151.

11. Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение. СПб., 2000.

12. Лукьянова Н. А., Родионова Е. В., Конюхова Т. В. Социологические основания траектории поддержания психоэмоциональной устойчивости студентов в стрессовых ситуациях // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 153—159. doi: 10.17223/15617793/440/21.

13. Магомедова Р. М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2 (92). С. 131—137.

14. Максимов С. В., Лепихина Т. Л. Факторы эффективной жизнедеятельности студента и их влияние на здоровье // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2017. № 1. С. 43—48.

15. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: монография. СПб., 2013.

16. Менделевич В. Д., Мухаметзянова Д. А. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С. 31—36.

17. Мешков Н. А., Мешкова Г. Н. Особенности психофизиологической адаптации детей разного возраста к образовательной нагрузке // Вестник Поморского университета. 2008. № 3. С. 12—18.

18. Овчинникова Ю. Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2000. № 2. С. 84—89.

19. Утюж А. С., Загорский В. А., Юмашев А. В. и др. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 18 марта 2016 года) : в 2 ч. Пенза, 2016. Ч. 2.
С. 148—157.

20. Попова Н. М., Рогова А. Н., Николаева О. В. Характеристика образа жизни и состояния здоровья студентов 1 и 3 курса медицинской академии // Синергия наук. 2016. № 6. С. 743—749.

21. Симаева И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград, 2019.

22. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России. 2012. № 6 (17). URL: http://medpsy.ru/ (дата обращения: 07.12.2017).

23. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. СПб., 2001. С. 88—103.

24. Толмачев Д. А., Казакова Т. А., Кудрявцева А. Л. Тревожность как критерий оценки здоровья молодежи // Наука, образование и культура. 2017. № 9 (24). С. 104—106.

25. Фильчаков С. А., Чернышева И. В., Шлемова М. В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 192. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/viev?id=33075/ (дата обращения: 10.12.2017).

26. Agapova T., Kuleshova Yu. V. Assessment of the level of anxiety as a factor of adaptation of students in the educational environment // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Vol. 10, № 1-1. P. 72— 77. doi: 10.34670/AR.2021.65.90.009.

27. Hasking P., Chen Nigel T.M, Chiu V. et al. Managing Emotion: Open label and waitlist controlled trial of an emotion regulation program for university students. doi: 10.31234/osf.io/huc9m.

28. Vilyunas V. K. Psychology of emotional phenomena. M., 2016.

29. Kerimbayeva R. K., Zhamirova N.Sh, Karkimbaeva Zh. S. Problems of the anxiety of foreign students in higher education institutions of Kazakhstan // Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan. 2020. № 5 (97). P. 138—144. doi: 10.51883/20704046_2020_5_138.

30. Spielberger Ch. Anxiety, current trends in theory and research. N. Y., 1972.