Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Категория жалости в «Расторжении брака» К.С. Льюиса и «Властелине колец» Дж.Р.Р. Толкина

DOI
10.5922/pikbfu-2023-1-8
Страницы / Pages
82-89

Аннотация

Категория жалости в текстах двух инклингов — К. С. Льюиса и Дж. Р. Р. Толкина — рассматривается в контексте этической бинарной оппозиции «добро и зло». Льюис писал «Расторжение брака» с целью опровергнуть известную художественную идею Уильяма Блейка о плодотворном союзе Рая и Ада, олицетворяющем творческое смешение добра и зла и, как следствие, размытие границ основных этических категорий, проявляющееся в моральном релятивизме человека ХХ и, пожалуй, ХХI в. Жанр «Властелина колец» Толкина можно определить как эпическое фэнтези, посвященное вечной борьбе добра и зла. Противостояние двух членов интересующей нас этической оппозиции — в центре повествования Толкина. В обоих рассматриваемых произведениях добро и зло не относительные категории, присущие воспринимающему сознанию, но бытийные категории мироустройства. Для человеческого разума эта бинарная оппозиция является, по мысли Льюиса, «ключом к пониманию Вселенной». Метод сопоставительного анализа позволяет выявить единство и в то же время различия в репрезентации категории жалости в творчестве двух инклингов. В аспекте соотнесенности с базовой этической оппозицией анализируется категория жалости в текстах Льюиса и Толкина, рассматриваются различные значения (модели) жалости, выявляется специфика раскрытия этой категории в сюжетах «Властелина колец» и «Расторжения брака».

Abstract

The article analyzes the main features of the category of pity in the texts of two inklings — C. S. Lewis and J. R. R. Tolkien in the context of the ethical binary opposition of “good and evil”. This binary opposition is not randomly chosen: Lewis wrote “The Great Divorce” in order to refute the famous artistic idea of William Blake about a fruitful union or the marriage of Heaven and Hell, which personifies the creative mixture of good and evil, and as a result, the blurring of the boundaries of the main ethical categories, manifested in the moral relativism of man of the twentieth (and, perhaps, the twenty-­first) centuries. The genre of the text “The Lord of the Rings” by Tolkien can be defined as an epic fantasy dedicated to the eternal struggle of good and evil. The confrontation between the two members of the ethical binary opposition of interest to us is at the center of Tolkien’s narrative. In both Lewis’s text and Tolkien’s work, good and evil are not relative categories inherent in the consciousness of the perceiving person, but existential categories of the world order. This binary opposition is, according to Lewis’s thought, “the key to understanding the universe”. The method of comparative analysis makes it possible to reveal the unity and at the same time minor differences in the representation of the category of pity in the work of the two inklings. From the point of view of correlation with the basic ethical binary opposition, the category of pity in the texts of Lewis and Tolkien is analyzed. Different meanings (models) of pity are considered, the main features of realisation of this category in the texts of “The Lord of the Rings” and “The Great Divorce” are described.

Список литературы

1. Дэй Д. Герои Толкина. М., 2020.

2. Косинская А. С. Образы добра и зла в повести К. С. Льюиса «The Great divorce» // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2021. № 6. С. 172—181.

3. Косинская А. С. Образ проводника в эсхатологическом видении «The Great Divorce» («Расторжение брака») К. С. Льюиса // Вестник Балтийского федераль­ного университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2021. № 2. С. 89—97.

4. Королев К. М. Толкин и его мир : энциклопедия. М., 2003.

5. Льюис К. С. Сказание об аде и рае, или Расторжение брака. М. ; СПб., 2010.

6. Паксютов Г. Д. Толкин и скрытые смыслы «Властелина колец». М., 2021.

7. Прашкевич Г. М., Соловьев С. В. Толкин. Дон с Бычьего Брода. М., 2019.

8. Толкин Дж. Р. Р. Властелин колец : в 2 ч. / пер. с англ. Н. Григорьевой, В. Грушецкого. СПб., 1992.

9. Толкин Дж. Р. Р. Письма / под ред. Хамфри Карпентера и Кристофера Толкина / пер. с англ. С. Лихачевой. М., 2004.

10. Толкин Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно / пер. с англ. К. Королёва, В. Тихомирова. М. ; СПб., 2009.

11. Шиппи Т. А. Дорога в Средьземелье. СПб., 2003.

12. Barfield O. On C. S. Lewis. Oxford, 2011.

13. Cootsona G. S. C. S. Lewis and the Crisis of a Christian. Westminster, 2014.

14. Lewis C. S. De Description Temporum, Inaugural Lecture as Professor of Medieval and Renaissance English at Cambridge University, November 29, 1954 // Grayson Carter Beyond Personality: Recollections of C. S. Lewis. The C. S. Lewis Journal. 2008. Vol. 2, iss. 1. P. 47—68.

15. Lewis C. S. The Great Divorce. L., 2009.

16. Shakel P. J. C. S. Lewis: Reason, imagination and knowledge // C. S. Lewis and friends / ed. by D. Hein, E. Eugene Henderson. Wipf and Stock publishers, 2011.

17. Tolkien J. R.R. The Hobbit or there and back again. Dublin, 2020.