Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Роман Мариво «Жизнь Марианны» в контексте французской эпистолярной прозы XVIII века

Страницы / Pages
53-60

Аннотация

Цель статьи — уточнение жанрово-нарратологических особенностей самого известного романа Ж.-П. Карле де Шамблена де Мариво «Жизнь Марианны». Это произведение обычно упоминают в ряду эпистолярной прозы эпохи Просвещения. В то же время поэтика этого сочинения, иногда называемого «Второй Памелой», не совпадает с поэтологическими приемами Ричардсона — создателя жанра эпистолярного романа, оказавшего большое влияние на развитие европейской, в том числе французской, романистики. Метод сопоставительного анализа позволяет выяснить различие нарративов английского и французского писателей. Если английский романист использует технику «writing to the moment», описывает в процессе сочинения письма кульминационный момент эмоционального переживания, то, прибегая к интерференции мемуарного и эпистолярного типов письма, Мариво создает ощущение амбигитивности рассказа героини (знатной дамы зрелого возраста, повествующей о своей молодости). Временная дистанция позволяет Марианне занять ироническую позицию по отношению к собственным переживаниям, создается эффект «двой­ного регистра». Таким образом, роман Мариво становится новаторским экспериментальным текстом, образцом рокайльного нарратива.

Abstract

The article aims to clarify the genre and narratological features of the most famous novel by J.-P. Carlet de Chamblain de Marivaux Marianna’s Life. This work is usually mentioned as a sample of the epistolary prose of Enlightenment. However, the poetics of this literary work which sometimes is called the Second Pamela does not match the poetic manners of Richardson who is considered to have been the creator of the epistolary novel. Richardson influenced the development of European as well as French novel greatly. The comparative analysis allows us to establish the difference between the narratives of English and French writers. While the English writer uses the technique called «writing to the moment», describing the emotional feelings as a climax, Marivaux using the interference of both memoir and epistolary types of letters, created the feeling of ambiguity of the protagonist story (the aged woman speaks about her youth). The time distance makes it possible for Marivaux to become ironic to his own feelings and this results in the effect of “double register”. Thus, Marivaux’s novel becomes an innovative experimental text, a model of rocaille narrative.

Список литературы

1. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. С. 16—20.

2. Вольперт Л. И. Пушкин и Мариво (к проблеме пушкинского психологизма) // Сравнительное изучение литератур : сб. ст. к 80-летию академика М. П. Алексеева. Л., 1976. С. 263—269.

3. Calas F. Petit état des lieux du roman épistolaire en France: quelle typolo­gie? // Université Blaise Pascal. Journée consacrée à Evelina de Frances Burney. Clermont-Ferrand, 2014. URL: http://www.ircl.cnrs.fr/pdf/2014/je_frances_burney/calas.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

4. Coulet H. Le dénouement des romans inachevés et l’usage des topoï // Web 17. Le XVII siècle de Roger Duchêne. Hommage avril 2007. URL: web17.free.fr/RD03/2600.htm (дата обращения: 10.06.2022).

5. Coulet H. Les lieux communs romanesques dans la Vie de Marianne // Etudes littéraires. 1991. Vol. 24, № 1. P. 95—104.

6. Dale S. The power of the quill: epistolary technique in Richardson’s Pamela // Revista Letras. Curitiba. 2000. № 53. P. 53—64.

7. Demoris R. Le roman à la première personne. P., 1975.

8. Fellows O., Logan M.-R. Naissance et mort du roman épistolaire français // Dix-huitième siècle. 1972. № 4. P. 17 — 38.

9. Ferrand N. Livre et lecture dans les romans français du XVIII siècle. P., 2002.

10. Guilhembet J. De la séduction textile à la séduction textuelle dans le Paysan parvenu et La vie de Marianne, de Marivaux // Criaçao & Сrîtica. 2015. № 15. P. 55—73.

11. Guilhembet J. Simulation et dissimulation chez l’héroïne-narratrice de La Vie de Marianne de Marivaux // Echo des études romanes. 2017. Vol. 13, № 2. P. 43—54.

12. Hatzfeld H. The Rococo. N. Y., 1972.

13. Lebrave J.-L. L’écriture inachevée // D. Budor, D. Ferraris (dir.). Objets inache­vés de l’écriture. P., 2001. P. 19—27.

14. Martin Chr. Mémoires d’une inconnue. Etudes de la Vie de Marianne de Marivaux. Mont-Saint-Aignan, 2014.

15. Matucci M. Sentiment et sensibilité dans l’oeuvre romanesque de Marivaux // Cahiers de l’Association Internationale des études françaises. 1973. № 25. P. 127—139.

16. Magnot-Ogilvy F. (dir.). Nouvelles lectures de la Vie de Marianne. Une “dangereuse petite fille”. P., 2014.

17. Rivara A. Les soeurs de Marianne : suites, imitations, variation. 1731—1761. Oxford, 1991.

18. Rousset J. Forme et signification. Essai sur les structures littéraires de Corneille à Claudel. P., 1962.

19. Rousset J. Marivaux et la structure du double régistre // Rousset J. Forme et signification. Essai sur les structures littéraires de Corneille à Claudel. P., 1962. P. 45— 65.

20. Singer G. F. The Epistolary Novel. Its Origin, Development, Decline and Residuary Influence. Philadelphia, 1933.

21. Tremblay I. Fantômes du roman épistolaire d’Ancien Régime. Leiden-Boston, 2018.

22. Versini L. Le Roman épistolaire. P., 1979.