Павел Тульский — «раскольник» среди раскольников: к вопросу о возникновении тульского старообрядческого согласия
- Страницы / Pages
- 28-38
Аннотация
Рассмотрена фигура Павла Смирнова/Тульского, бежавшего от синодальной церкви в 1831 г. к старообрядцам на правах священника. Изначально поддерживая связь с центром белокриницкого согласия — Рогожским кладбищем, Павел постепенно уходит в схизму. На примере его биографии автор ставит цель выявить и охарактеризовать положение беглого священства, особенности подходов власти и официальной церкви к решению проблемы «раскольнического» священника, модели поведения «новой» старообрядческой иерархии в отношении схизмы. Для этого был изучен корпус исторических источников, отражающих реакцию общественных институтов, таких как органы государственной власти, господствующая и староверческая церковь, на непокорного попа. Автор приходит к выводу об успешном существовании беглопоповцев до появления белокриницкой иерархии. Также отмечена неспособность местных светских и духовных властей адекватно решать проблемы, связанные со старообрядчеством.
Abstract
The article examines the personality of Pavel Smirnov/Tulsky who fled from the synodal church in 1831 to the Old Believers as a priest. Keeping in touch with the center of the Belokrinitsky accord — the Rogozhsky cemetery, Pavel gradually went into schism. On Pavel Smirnov's biography, the author seeks to identify and characterize the concept of the fugitive priesthood; the peculiarities of the approaches of the authorities and the official church to solving the problem of a "schismatic" priest; the behavior patterns of the "new" Old Believer hierarchy in relation to schism. To solve these problems, a corpus of historical sources reflecting the reaction of public institutions to a recalcitrant priest was studied. These include state authorities, the synodal and the Old Believer church. The author concludes that the beglopopovtsy successfully existed before the appearance of the belokrinitsky hierarchy. The article also notes the inability of the local secular and ecclesiastical authorities to solve problems related to the Old Believers.
Список литературы
1. Боровик Ю. В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX — начале XX в.: конфессиональное сообщество и семья. Екатеринбург, 2019.
2. Володина Т. А. Численность Тульских старообрядцев в XVIII—XIX вв.: методологические аспекты // Старообрядчество: история, культура, современность. 2019. № 18. С. 38—43.
3. Дело о венчании раскольническим священником Тульского молитвенного дома Павлом Смирновым браков раскольников Курской епархии. 1841 г. // Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 5. Д. 209.
4. Дело о растрате церковных денег священником Павлом Алексеевым сыном Смирновым церкви с. Князинцево Калужского у. Калужской губернии. 1842—1848 гг. // ГАТО Ф. 90. Оп. 1. Т. 23. Д. 16821.
5. Дело о совершении незаконных богослужений и исполнении мирских треб беглым попом раскольником Павлом Алексеевым сыном Смирновым для жителей Тульской и других губерний. 1854—1862 гг. // ГАТО Ф. 90. Оп. 1. Т. 30. Д. 24210.
6. Дело по предписанию Министерства внутренних дел о запрещении одоевскому купцу 3-й гильдии Андрею Петрову Ананьину венчать своего сына по старообрядческим законам священником Павлом Смирновым. 1853 г. // ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 30. Д. 23840.
7. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.
8. Замечания о тульском попе Павле // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 247. № 198.
9. Ивановский Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань, 1905.
10. Керов В. В. Се человек и дело его…: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. М., 2016.
11. Любимов Д. Беглопоповщина // Калужские епархиальные ведомости. 1886. № 19. С. 423—428 ; № 20. С. 440—451.
12. Любомудров В. К 35-летию пастырской деятельности Михаила Федоровича Бурцева // Тульские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1900. № 5—6. С. 228—233.
13. Панов Г. И. К истории раскола в Туле // ТЕВ. 1866. № 5. С. 195—206.
14. Панов Г. И. К истории раскола в тульской епархии // ТЕВ. 1868. № 18. С. 226—234.
15. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1883. № 12. С. 337—347.
16. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1883. № 13. С. 4—13.
17. Панов Г. И. Толки старообрядцев об австрийском священстве в Туле // ТЕВ. 1870. № 11. С. 273—283.
18. Парамонова И. Ю. Сушкины, тульские купцы, фабриканты, банкиры (конец XVIII — нач. XX вв.) // Летопись тульского предпринимательства : коллективная монография. Тула, 2016. С. 154—156.
19. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 38 (1822—1823).
20. Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб., 2012.
21. Сборник старообрядческих актов второй половины XIX века. XIX в. // ОР РГБ. Ф. 247. № 25.
22. Соборное объявление от лица св. древлеправославныя... церкви о противозаконных действиях не подчиняющегося священнейшей иерархии тульского попа Павла. XIX в. // ОР РГБ. Ф. 247. № 696.
23. Соколов А. В. Старовер с гектографом: жизнь Дениса Батова как феномен пореформенного старообрядчества // Старообрядчество: история, культура, современность. 2019. № 18. С. 241—244.
24. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900.