Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Активные словообразовательные модели русского язы­ка на материале «короналексики»

Аннотация

Рассматриваются новые лексические единицы, возникшие в русском языке в связи с пандемией коронавируса, и отражение в речи тех карди­нальных изменений социального, экономического, политического харак­тера, которые она повлекла. Описывается словообразовательная струк­тура дериватов, образованных на основании лексем ковид, коро­на­ви­рус и корона и относящихся к основным знаменательным частям ре­чи. Собранная картотека «коронаслов» включает 186 единиц. Целью ста­тьи было определить словообразовательную и стилистическую спе­ци­фику лексических единиц, которые тематически связаны с темой пан­демии коронавируса. Для этого на основе текстов публицистиче­ских интернет-изданий, средств массовой информации, социальных сетей, блогов, форумов методом сплошной выборки была составлена картотека единиц, отвечающих параметрам поиска. Установлено, что лексические новообразования характеризуются окказиональностью, вы­разительностью и оценочностью. Словообразовательные инновации об­разованы по продуктивным моделям русского языка (сложение основ и суффиксация для имен существительных, префиксация для имен при­лагательных) и являются результатом словообразовательной игры. Цель таких единиц — акцентировать внимание на актуальных соци­альных проблемах, отразить свое отношение к проблеме пандемии и локдауна, а также оказать эмоциональное воздействие на адресата.

Abstract

The article examines new lexical units that have appeared in the Russian language as some reflection of COVID-19 spreading across Russia and worldwide as well fundamental changes in social, economic and political life that it has triggered. The pandemic brought about new vocabulary, a number of medical terms and disinfectant names, which have become the most used both in colloquial speech and in the media and Internet discourse. The paper is devoted to the description of the derivatives where the word-forming sructure is based on such lexical units as covid, coronavirus and corona and related to the content words. The article is aimed at determining the word-forming and stylistic specifics of lexical units related to the topic of the coronavirus pan­demic. For this purpose, the author collected the card index of lexical units which includes 186 items corresponded to the search parameters from various publicistic web-based media, mass media, social networks, blogs, forums using the continuous sampling method. The result of the study has shown that lexi­cal neologisms are characterized by occasional, expressive and evaluative na­ture. Word-building patterns correspond to the productive models of the Rus­sian language (stem composition and suffixes for nouns; prefixes for adjec­tives) and are the result of word-building play. The purpose of such units is to focus on current social problems, reflect on the attitude to the problem of the pandemic and lockdown, and also have an emotional impact on the addressee.

Список литературы

1. Буцева Т. Н., Зеленин А. В. Лексикография в ситуации неологического экстрима (на материале неолексики, связанной с пандемией коронавируса) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 86—105. doi: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-6-99-7.

2. Заявление по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситу­ации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV) // ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. 30.01.2020. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ (дата обращения: 15.01.2021).

3. Дударева Я. А., Шпильная Н. Н., Москвитина Т. В. Ассоциативный словарь медиасобытий начала ХХI века: концепция лексикографического издания но­вого типа // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 4. С. 1069—1078. doi: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1069-1078.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразова­тель­ный. М., 2000. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 17.02.2021).

5. Замальдинов В. Е. «Вирусные» новообразования в современной медиакомму­никации // Русская речь. 2020. № 4. С. 19—27. doi: 10.31857/S013161170010732-4.

6. Коробкина Н. И. Метафоризация значения окказиональных словосочета­ний (на материале современного русского языка) // Современная филология : матер. V Междунар. науч. конф. Самара, 2017. С. 50—53.

7. Косова В. А., Маклеева Е. А. О функциональном анализе морфем, или сколько в русском языке суффиксов -ушк- // Ученые записки Казанского уни­верситета. Сер. Гуманитарные науки. 2016. Т. 158, ч. 5. С. 1338—1358.

8. Купина Н. А. Пандемия коронавируса: метафорическая диагностика тре­вожной реальности в текстах СМИ // Известия Уральского федерального уни­верситета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. Т. 26, № 3 (199). 2020. С. 5—13. doi: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.044.

9. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словарь словообразовательных аффиксов со­временного русского языка. М., 2016. URL: http://www.ruslang.ru/doc/lopatin- uluxanov.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

10. Николина Н. А., Рацибурская Л. В., Фатхутдинова В. Г. Новые явления в сфере деривационных формантов как отражение динамики словообразова­тельной системы русского языка // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2020. Т. 19, № 2. С. 5—19. doi: https://doi. org/10.15688/jvolsu2.2020.2.1.

11. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/ new/ (дата обращения: 15.01.2021).

12. Редкозубова Е. А. Covid-лексика: этимологический и словообразователь­ный аспекты (на материале русского, английского и немецкого языков) // Гу­манитарные и социальные науки. 2020. № 4. С. 193—200. doi: https://doi.org/ 10.18522/2070-1403-2020-81-4-193-200.

13. Савченко А. В., Лай Янь-Цзюнь. Коронавирусные неологизмы: от лексики и фразеологии к интернет-мемам (на материале русского и китайского языков) // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7, № 4. С. 865—886. doi: https://doi.org/ 10.24147/2413-6182.2020.7(4).865-886.

14. Стародубова О. Ю. Медийный дискурс и вторичное лингвокогнитивное моделирование // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуника­ция, культура : сб. ст. : в 2 т. / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. М., 2020. Т. 2. С. 277—283.

15. Торопкина В. А. Прагматический потенциал заголовочных новообразова­ний в электронных медиа // Studia Russica XXVI. Будапешт, 2018. С. 200—205.

16. Янко-Триницкая Н. А. Междусловное наложение // Развитие современно­го русского литературного языка : сб. ст. М., 1975. С. 253—260.