К проблеме трансформации жанрового репертуара российского арт-медиадискурса
- Страницы / Pages
- 31-42
Аннотация
Рассматривается трансформация современного российского арт-медиадискурса, проявляющаяся в изменении жанрово-речевой презентации такой институциональной характеристики, как оценочность. Показано, что современный арт-медиадискурс нацелен не столько на трансляцию оценки художественного произведения, сколько на включение адресата в многоэтапный процесс оценивания и навязывание его результатов. На установочном этапе процесса оценивания художественного произведения в медиапространстве массовая аудитория знакомится с произведением, формируется базовая оценка, выделяются оригинальные характеристики. На втором этапе осуществляется контекстуальная актуализация с помощью дополнительных инфоповодов, позволяющих расширить первичное оценочное суждение авторитетными мнениями, внести необходимые оттенки, коннотации. На третьем этапе сформированный оценочный стереотип используется для создания новых оценочных суждений относительно других произведений искусства. Каждому этапу соответствует определенный репертуар речевых жанров. На материале литературно-критических публикаций, представленных в специализированных и общественно-политических интернет-СМИ, печатных периодических изданиях, вышедших в теле- и радиоэфире, были выявлены и определены основные жанровые модели, функционирующие в современной арт-журналистике. Установлено, что традиционный репертуар жанровых моделей сегодня расширяется за счет использования жанровой системы пиар-коммуникации, их композиционно-речевая форма трансформируется — стереотипизируется и демократизируется.
Abstract
The article is devoted to the transformation of contemporary Russian art-media discourse, manifested in a change in the genre-speech presentation of such an institutional characteristic as evaluative. Authors believe that the modern art-media discourse is aimed at broadcasting the evaluation of artworks and at including the addressee in the multistage evaluation process and imposing its results. The inception stage of assessment acquaints the audience with the work, forms a basic evaluation, and highlights the original characteristics. Then, contextual updating is carried out additionally expanding the original value judgment by authoritative opinions, to introduce the necessary connotations. At the third stage, the formed value stereotype is used to create new value judgments regarding other artworks. Each stage corresponds to a specific repertoire of speech genres. The main genre models that function in modern art journalism were identified using literary criticism as an example.
Список литературы
1. Анненкова И. В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель. (Лингвофилософский аспект) : дис. … д-ра филол. наук. М., 2012.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.
3. Гаранина Н. С. Стиль русской театральной критики : учебно-методическое пособие. М., 1970.
4. Арт-журналистика в современном медиапространстве / под ред. Е. С. Дорощук. Казань, 2016.
5. Журналистика сферы досуга : учебное пособие / ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012.
6. Кадырова С. В., Немцева Е. А., Тульчинский Г. Л. Self-management в сфере культуры и искусства. СПб., 2013.
7. Медиатекст и культура / ред. Т. П. Карпилович. Минск, 2015.
8. Клушина Н. И. От стиля к дискурсу — новый поворот в лингвистике // Язык, коммуникация и социальная среда. 2011. № 9. С. 26—33.
9. Самсонова А. А. Речевая репрезентация оценивания произведения искусства в журналистских текстах : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2018.
10. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М., 2009.
11. Zinsser W. On Writing Well. The Classic Guide to Writing Nonfiction. N. Y., 2016.
12. Александров Н. Книжечки // Эхо Москвы. 28.09.2018. URL: https://echo. msk.ru/programs/books/2286400-echo/ (дата обращения: 17.02.2020).
13. Аристархова Л. Писатель Евгений Водолазкин стал лауреатом Литературной премии Александра Солженицына // Телеканал «Россия-Культура». Эфир 18.04.2019. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/343894/ (дата обращения: 15.02.2020).
14. Басинский П. Тропики ее мечты // Российская газета. 2019. № 22 (7780). С. 12.
15. Бугулова И. Книга Маргариты Симоньян «Черные глаза» бьет рекорды продаж // Российская газета. 2020. № 2 (8056). С. 9.
16. Коробкова Е. Вадим Левенталь: «Наш литературный процесс напоминает пресный супчик в городской больничке. Невкусно, пресно, без перца и соли» // Комсомольская правда. 25.02.2019. URL: https://www.kp.ru/daily/26946.5/399 7927/ (дата обращения: 15.02.2020).
17. Котенко В. Хроники жизни // Прочтение. 25.09.2018. URL: https:// prochtenie.org/reviews/29544 (дата обращения: 17.02.2020).
18. Панина В. Водолазкин представил новый роман «Брисбен» // Российская газета. 07.12.2018. URL: https://rg.ru/2018/12/07/vodolazkin-predstavil-novyj- roman-brisben.html (дата обращения: 17.02.2020).
19. Романова Е. Стали известны итоги народного голосования премии «Большая книга» // Санкт-Петербургский дневник. 03.12.2019. URL: https:// spbdnevnik.ru/news/2019-12-03/stali-izvestny-itogi-narodnogo-golosovaniya-pre mii-bolshaya-kniga (дата обращения: 17.02.2020).
20. ТАСС. Водолазкин и Яхина стали финалистами литературной премии «Большая книга». 05.06.2019. URL: https://tass.ru/kultura/6511356 (дата обращения: 15.02.2020).
21. Фочкин О. Чем дальше, тем драматичнее: топ-5 детективов, заслуживающих внимания // Вечерняя Москва. 23.01.2020. URL: https://vm.ru/literature/ 776015-chem-dalshe-tem-dramatichnee-top-5-detektivov-zasluzhivayushih-vnimaniya (дата обращения: 17.02.2020).