Гуманитарные и общественные науки

2021 Выпуск №1

Политика Латвии в отношении образования на русском языке

Аннотация

Рассмотрены развитие русскоязычного школьного образования в не­зависимой Латвии с 1992 по 2020 г., а также процесс реформирования данной системы официальными властями. В Латвии на момент про­возглашения независимости и выхода из состава СССР сложилась би­лингвальная система образования, позволявшая пройти обучение всех уровней (от детского сада до техникума и университета) как на ла­тышском, так и на русском языке. Приход к власти в 1990-е гг. пред­ставителей националистических кругов и восприятие советского пери­ода как периода «оккупации» сделали невозможным сохранение русско­язычной школы в неизменном виде. Преобразования не заставили себя долго ждать — уже в 1995 г. были приняты поправки к закону об основ­ной школе и гимназии, провозглашавшие необходимость введения в шко­лах для национальных меньшинств нескольких предметов с преподава­нием на латышском языке. Наиболее крупные реформы были осуществ­лены в 2004 г., когда старшее звено русскоязычных школ (10—12-е клас­сы) было обязано обучаться в пропорции 60/40 — не менее 60 % предме­тов на латышском языке, не более 40 % — на русском. Второй комплекс реформ начал реализовываться в 2017 г., когда старшая школа (нацио­нальных меньшинств) целиком перешла на латышский язык обучения, а средняя школа — лишь частично. Латвийские власти объясняют необ­ходимость данных реформ стремлением повысить уровень знания госу­дарственного языка среди национальных меньшинств, в первую очередь рус­скоязычных. Реформа продолжается и будет завершена лишь в 2021 г. Данная статья является первой попыткой осмысления реформы рус­ской школы Латвии с учетом последних преобразований. В работе ис­пользуются статистические данные общественных организаций и Ми­нистерства образования Латвии, а также источники на латыш­ском языке, которые вводятся в научный оборот впервые.

Скачать статью

Состояние государственно-гражданской идентичности в среде студенческой молодежи РФ: теоретический и прикладной аспекты

Аннотация

Рассмотрена проблема состояния государственно-гражданской иден­тичности студенческой молодежи. На основе теоретического анализа положений социального конструктивизма автор акцентирует внима­ние на том, что государственно-гражданская идентичность является элементом ценностного компонента в структуре этнополитического конструкта политического сознания субъектов политики. Посредст­вом реализации комплексного социально-политического исследования на ос­нове метода массового опроса дается оценка уровня государственно-граж­данской идентичности студенческой молодежи некоторых феде­раль­ных округов. Выявлено, что участники исследования продемонст­ри­ровали высокий уровень государственно-гражданской идентичности. Метод фокус-групп показал свою состоятельность при изучении осно­ваний формирования данной ценностной ориентации в политическом сознании студенческой молодежи. Для участников исследования смыс­лообразующей категорией данного типа идентичности выступает гос­ударственность. Также исследовательская группа отметила, что госу­дарственно-гражданская идентичность студентов вузов сформирована преимущественно в аффективных и когнитивных аспектах, при этом конативная составляющая недостаточно представлена в нарративах участников фокус-групп, что свидетельствует о некоторой несформи­рованности государственно-гражданской идентичности в структуре этнополитического конструкта студенческой молодежи.

Скачать статью