Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Поэзия как пространство когнитивных исследований: Чеслав Милош и Говард Немеров

Страницы / Pages
60-71

Аннотация

В центре внимания статьи вопросы взаимодействия художествен­ного и научного дискурсов: scientific thinking into poetry. На материале текстов «Dom filozofa» Чеслава Милоша и «The Painter Dreaming in the Scholar’s House» Ховарда Немерова рассматриваются возможности мыслить о проблемах когнитивистики в пространстве поэзии. Перево­площаясь в своих персонажей (философа и художника), Милош и Неме­ров работают в той же предметной области, что и профессиональные когнитивисты: воспроизводят процесс аналитического мышления. Ос­новной вопрос работы: какими когнитивными схемами, с точки зрения поэтов, создается ментальный образ реальности.

Ч. Милош и Х. Немеров выстраивают сходный маршрут вербаль­ной репрезентации мира, этапами которого становятся номинация, категоризация, концептуализация и пространственная карта как со­бирательный ментальный образ реальности. Если Немеров от лица ху­дожника создает репрезентацию по типу карта-обозрение, то философ Милоша акцентирует временну́ю составляющую пространственного об­раза, предлагая карту-путь.

Наиболее значимый вывод поэтов: видимым мир делает не глаз, но мышление, переводящее эмпирические факты в вербальные знаки. Задача мыслителя — включить то, что воспринял глаз, в ментальный конст­рукт: топологию мира, не представленную в самом мире.

В заключении рассматриваются вопросы о том, а) чем являются тексты Милоша и Немерова для современной культуры — иллюстра­циями к когнитивным исследованиям, генератором научных идей или маргинальной зоной когнитивистики; б) оказывает ли влияние на спо­соб представления такой темы морфологический тип языка, на кото­ром создается «научная» поэзия.

Abstract

The article is focuses on the interaction of artistic and scientific discours­es: scientific thinking into poetry. Based on two poems (Dom filozofa by Czesław Miłosz and The Painter Dreaming in the Scholar’s House by How­ard Nemerov), the author examines the possibilities of thinking about cogni­tive problems in the space of poetry. Reincarnating as their characters (philos­opher and artist), Miłosz and Nemerov work in the subject area of professional cognitive scientists, they reproduce the process of analytical thinking. The article studies the poetic cognitive schemes that create a mental im­age of reality. Cz. Miłosz and H. Nemerov build a similar route for the verbal representation of the world. The process breaks down into several elements like nomination, categorization, conceptualization and a spatial map of reality (mental image). Nemerov on behalf of the artist creates a map-type representa­tion while Miłoszʼs philosopher accentuates the temporal component of the spatial image, proposing a linear path-map. The poets conclude that it is not the eye that makes the world visible, but verbal thinking, which translates all empirical facts into verbal signs. The thinker's task is to incorporate the visual image into the mental construct, to create the topology of the world, not represented in the world itself. Finally, the author considers the value of Miłosz and Nemerov’s texts for modern culture and states that they are illustrations for cognitive research, generators of scientific ideas and they create the marginal area of contempo­rary cognitive science; meanwhile there is an uncertainty whether the mor­phological type of language in which “scientific” poetry is created influences thestylistic features of the texts.

Список литературы

1. Бине Л. Седьмая функция языка. СПб., 2019.

2. Бразговская Е. Е. Чеслав Милош: язык как персонаж. М., 2012.

3. Бразговская Е. Е. Sérénité: рождение концепта // Universum: филология и искусствоведение. Научный журнал. 2016. № 10 (32). С. 9—17.

4. Бразговская Е. От вещей — к концептам: когнитивно-семиотические за­мет­ки о «Доме философа» Чеслава Милоша // Критика и семиотика. 2019. Вып. 1. С. 339—349. doi: 10.25205/2307-1737-2019-1-339-349.

5. Бродский И. Набережная неисцелимых. Эссе. СПб., 2006.

6. Бродский И. Вечер. Развалины геометрии // Малое собрание сочинений. СПб., 2010.

7. Бродский И. Разговор с небожителем // Малое собрание сочинений. СПб., 2010. С. 170—176.

8. Коллинз Р. Социология философии. Глобальная теория интеллектуально­го изменения. Новосибирск, 2002.

9. Кравченко А. В. Репрезентационализм и биологическая теория познания // Проблемы представления (репрезентации) в языке: Типы и форматы зна­ний. М. ; Калуга, 2007. С. 37—47.

10. Лефевр А. Производство пространства. М., 2015.

11. Мандельштам О. Наушники, наушнички мои // Стихотворения, пере­воды, очерки, статьи. Тбилиси, 1990. С. 209.

12. Осташевский Е. Школа языка, школа барокко: Алёша Парщиков в Ка­лифорнии // Новое литературное обозрение. 2009. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/ost32.html

13. Устинова Т. В. Семантико-стилистические особенности «языковых стихо­творений» Лин Хеджинян // Филологические науки. Вопросы теории и прак­тики. 2012. № 7 (18) : в 2 ч. Ч. 2. C. 197—201.

14. Холманских Ю. С. Концептуализация абстракций в философской поэзии // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXII: В поисках смыслов языка : сб. науч. тр. в честь 90-летия Е. С. Кубряковой. М. ; Тамбов, 2018. С. 290—296.

15. Brown K. The Measured Word: On Poetry and Science. Georgia, 2001.

16. Edelman G. M. Wider Than the Sky: The Phenomenal Gift of Consciousness. Yale University Press ; Nota Bene, 2005.

17. Dickinson E. The complete poems of Emily Dickinson. Boston, 2000. Р. 1862. URL: www.bartleby.com/113/ (дата обращения: 12.01.2021).

18. Hass R. Meditation at Lagunitas // Hass R. Praise. N. Y., 1979.

19. Hoffmann R., Boyd I. Beyond the Finite: The Sublime in Art and Science. Ox­ford ; N. Y., 2011.

20. Hoffmann R. How I Work as Poet and Scientist // The Scientists. URL: https://www.the-scientist.com/news/how-i-work-as-poet-and-scientist-63051 (дата обращения: 01.04.2020).

21. Holub M. Rampage or Science in poetry // Contemporary Poetry and Con­temporary Science. Oxford, 2006. P. 11—25.

22. Illingworth S. A sonnet to science: Scientists and their poetry. Manchester, 2019.

23. Kravchenko A. The Paradoxes of Borders in Language and Communication. // Russian Journal of Communication. 2014. № 6 (3). P. 330—335.

24. Lazer H. Poetry and Thought: Тhe Example of Czesław Miłosz // VQR A Na­tional Journal of Literature & Discussion. 1988. V. 64, № 3. URL: https://www.vqronline.org/essay/poetry-and-thought-example-czeslaw-milosz

25. Lehrer J. Proust Was a Neuroscientist. Boston ; N. Y., 2007.

26. Manzotti R. Experiences are Objects. Towards a Mind-object Identity Theory // Rivista Internazionale di Filosofia e Psicologia. 2016. Vol. 7, № 1. Р. 16—36.

27. Manzotti R. The Spread Mind: Why Consciousness and the World are One. N. Y., 2018.

28. Midgley M. Science and Poetry. L. ; N. Y., 2013.

29. Miłosz Cz. Conversations. University Press of Mississippi, 2006.

30. Miłosz Cz. Pan od matematyki //Miłosz Cz. Wiersze ostatnie. Kraków, 2006.

31. Miłosz Cz. Dom filozofa // Miłosz Cz. Wiersze wszystkie. Kraków, 2011. S. 1039—1041.

32. Nemerov H. The Painter Dreaming in the Scholar’s House // Nemerov H. The Collected Poems of Howard Nemerov. Chicago ; L., 1977. P. 432—436.

33. Nemerov H. Learning the Trees // Nemerov H. The Collected Poems of Ho­ward Nemerov. Chicago ; L., 1977. P. 486—488.

34. Paz O. Modern Poetry and Science // Canadian International Youth Letter. December 27, 2015. URL: http://www.paep.ca/en/CIYL/2002/doc/paz_poetry_and_science.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

35. Rogers P., McCann R. An Interview with Pattiann Rogers // The Iowa Rе­wiew. 1987. Vol. 17, iss. 2. URL: https://ir.uiowa.edu/iowareview/?utm_sourc (да­та обращения: 20.03.2020).

36. Saiber A., Turner H. S. Mathematics and the Imagination A Brief Introduction // Configurations. 2009. Vol. 17, № 1. Р. 1—18.

37. Smart J. C. The Mind/Brain Identity Theory // Stanford Encyclopedia of Phi­losophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/mind-identity/ (дата обраще­ния: 01.04.2020).

38. Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. L. ; N. Y., 2002.

39. Varela F. J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge, MA, 2017.

40. Wilson E. O. Consilience: The Unity of Knowledge. N. Y., 1999.