Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Интонологический аспект вокальной формы языка (на примере русского хора)

Страницы / Pages
13-21

Аннотация

Рассматривается вопрос изучения интонологии вокальной формы языка. Мелодика национальной оперной музыки выявляет глубинную просодическую связь с параметрами и единицами интонационной си­стемы языка. Две когнитивные системы — музыка и язык — функцио­нируют в сознании человека посредством инвентаря интонологических (музыкальных и речевых интонационных) эталонов перцептивной базы. Мелодика вокальной музыки национального языка, не являясь зеркальным отражением речевых интонаций в их акустических параметрах, несет в себе ряд интонационных признаков, которые слушающий воспринима­ет как принадлежащие его родному языку. Опера — это форма вопло­щения музыка языка, она выступает объектом психолингвистики. Ав­тор осуществляет попытку рассмотреть вопрос в структурном фо­нологическом подходе. Единица интонации языка — интонема — реали­зуется в музыке как мелодема в системе западноевропейского лада. Изла­гается концепция, согласно которой дифференциальный признак выра­жения коммуникативных и эмоциональных значений проявляет себя в регулярном использовании определенной гармонемы в составе мотива фразы. В работе представлены результаты музыкально-лингвистиче­ского интонационного анализа мелодики русских оперных хоров. Выяв­лены тенденции выражения эмоциональных значений. Структуры мо­тива (мелодемы) минорного и мажорного хора имеют отличия в гармо­ническом плане.

Abstract

The article studies intonation features of vocal form of the language. The melody of national opera music reveals inherent prosodic corrrelation with the language intonation units and their features. The two cognitive systems, namely music and language, function via intonological models (the ones char­acteristic of both music and speech) of perception. Although the vocal music melody of a national language is not fully identical to speech intonation pat­terns acoustically, it still includes a number of intonation features that are perceived by the listener as characteristic of his or her native language. Opera is a form of language music realization, which makes it a subject of psycholin­guistic studies. The author considers this issue in view of phonological ap­proach. Intonation units, referred to as «intonemes» in a language system, re­alize themselves as “melodemes” in the system of Western European music modes. According to the concept presented in this article, distinctive features of communicative and emotional meanings manifest themselves in repetitive use of a certain harmoneme in the motive of a phrase. The paper presents the findings obtained from studying the melody of Russian opera choirs by means of music and linguistic intonation analysis. The author has revealed the tendencies in expressing emotional meanings and discovered harmonic diffe­rences between the motive patterns (melodemes) of minor and major choir.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М. ; Л., 1971.

2. Антипова А. М. Единая интонология и триадичность мышления // Ака­демические тетради : альманах. М., 2006. Вып. 11 : Интонология. URL: http:// www.independent-academy.net/science/tetradi/11/antipova.html (дата обраще­ния: 29.04.2020).

3. Винарская Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской по­эзии). Воронеж, 2003.

4. Гришина О. А. Русская интонология : учеб. пособие. Красноярск, 2017.

5. Джапаридзе З. Н. Перцептивная фонетика (основные вопросы). Тбилиси, 1985.

6. Диденко В. Д., Калицкий В. В. Музыкальная коммуникация в контексте се­миотического дискурса // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 27—30.

7. Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы (на материале классического наследия). Л., 1952.

8. Петроченко Е. В. Интонационные параметры вокальной формы языка: ис­следование на материале русской и немецкой народной песни // Вестник Во­ронежского государственного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 115—120.

9. Петроченко Е. В., Блинова М. А. Интонационный признак завершенности в вокальной форме языка (на примере анализа русских и немецких детских пе­сен) // Гуманитарный вектор: Филология. Востоковедение. 2015. № 4 (44). С. 23—31.

10. Потапова Р. К., Потапов В. В. Синкретический дуализм музыки и речи как особый семиотический феномен бытия человека // Человек: Образ и сущ­ность. 2018. № 3 (34). С. 52—71.

11. Величкова Л. В., Абакумова О. В., Воропаева И. В., Петроченко Е. В. Проект «Психолингвистическое изучение звучащей речи» // Вопросы психолингви­стики. 2017. № 3 (33). С. 240—255.

12. Холопова В. Н. Борис Владимирович Асафьев: идеи на века // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 2 (18). С. 29—40.

13. Щека Ю. В. Гармонема и тактема как интонологические единицы и их особенности в турецкой разговорной речи // Вопросы языкознания. 1989. № 5. С. 57—69.

14. Kundera M. Verratene Vermächtnisse. Essay. Frankfurt а/M, 1999.

15. Schafroth E. Sprache und Musik. Zur Analyse gesungener Sprachen anhand von Opern // Sprache(n) und Musik / hrsg. А. Overbeck, M. Heinz. München, 2012. S. 45—66.

16. Stock E., Veličkova L. Sprechrhythmus im Russischen und Deutschen. Frank­furt а/M, 2002.