Вестник БФУ им. И. Канта

2020 Выпуск №2

Геополитическая турбулентность и ее экономико-географические проекции (на примере Западного порубежья России)

Аннотация

Социально-экономическое развитие стран и регионов планеты в по­следние десятилетия испытывает воздействие ширящегося противо­стояния глобальных и региональных «центров силы», их нарастающего геоэкономического и геополитического соперничества, сопровождаемого в том числе и усиливающейся геополитической турбулентностью. Цель статьи — обосновать данное понятие в его общественно-геогра­фической проекции (акцентировав внимание на геополитической тур­булентности и ее проявлении применительно к территориальной орга­низации общества и ее структурам), раскрыть важнейшие аспекты пространственного реструктурирования российской экономики под воздействием геополитических изменений последних лет, высветить и оценить резистентность экономики регионов Западного порубежья Рос­сии к геополитической турбулентности. Особое внимание при этом уделено типологизации порубежных регионов, проведенной с учетом воздействия на региональные социально-экономические системы геопо­литической турбулентности и компенсационных мер государственной поддержки. Предлагается также общее концептуальное видение геопо­литической турбулентности как перманентной (слабо прогнозируемой и лишь отчасти регулируемой) череды изменений — не только глобаль­ного политического миропорядка, но и положения в нем конкретной страны и ее отдельных пространственных составляющих (регионов, крупных городских агломераций). Причем изменения эти фиксируемые, существенные для общества и его структур, отражаемые в обществен­ном сознании, воплощенные в научном дискурсе.

Abstract

The socio-economic development of countries and world regions during recent decades has been affected by the confrontation of global and regional centres of power, their growing geoeconomic and geopolitical rivalry, accom-panied by increasing geopolitical turbulence. The article aims to substantiate the concept of geopolitical turbulence in its socio-geographical projection. Spe-cial emphasis is made on its manifestations in the territorial organization of society and its structures. The author reveals the most relevant aspects of the territorial restructuring of the Russian economy, which is being influenced by recent geopolitical changes. The author assesses the economic resistance of Russia’s western border regions to geopolitical turbulence. Special attention is paid to the typology of border regions, which is built taking into account the impact of geopolitical turbulence and compensatory measures of state support on regional socio-economic systems. The study offers a general conceptual vi-sion of geopolitical turbulence as a permanent (poorly predictable and only partially regulated) series of changes in the global political order as a whole and in the position of a particular country and its spatial units — regions and large urban agglomerations. Such changes are obvious and significant for so-ciety; they are reflected in the public consciousness and embodied in scientific discourse.

Скачать статью

Экономическая безопасность приграничного региона: количественные и качественные измерения (на примере Ростовской области)

Аннотация

Подвергнуты индикации и оценке уровень экономической безопасно­сти Ростовской области как приграничного западного региона России, находящегося в условиях геоэкономической турбулентности. С приме­нением взаимодополняющих методов экономико-статистического ана­лиза динамических рядов, а также экспертного интервьюирования вос­создана многомерная картина внутрирегиональных процессов, спрово­цированных внешнеэкономическим сдвигом. Эмпирически фиксировано как общее ухудшение обстановки по ряду показателей, так и ответная реакция региона, самоорганизующаяся мобилизация его производствен­ных сил при образовании новых рыночных ниш в процессе импортоза­мещения. Установлены присущие региону относительные стабиль­ность и поступательность развития, наряду с негативными тенден­циями за последние 4 года, спровоцированными ухудшением деловой сре­ды региона. Сопоставление с общероссийскими значениями индикато­ров, а также средними по всем регионам Западного порубежья России и Крас­нодарским краем позволило выявить на фоне относительно благо­получной ситуации на Юго-Западе России ужесточающуюся межрегио­нальную конкуренцию. Выявлены основные угрозы, вызванные как геоэко­номической обстановкой, так и ее проекцией во внутрирегиональной среде, усугубившей общесистемные российские проблемы.

Abstract

The article evaluates the economic security of the Rostov region, a west­ern border region of Russia under the conditions of geoeconomic turbulence. Using complementary methods of the economic-statistical analysis of dynamic series and expert interviewing, the author describes multidimensional intra-regional processes triggered by external economic shifts. Empirical research shows a decrease in several economic indicators and the response of the re­gion's economy to external challenges. The Rostov region is capable of the mobilization of its productive forces while forming new market niches in the process of import substitution. The research shows that the Rostov region is relatively stable economically and has enough potential for progressive devel­opment. However, over the past 4 years, some negative trends have been ob­served. They were mainly caused by the deterioration of the regional business environment. A comparative analysis of the regional and all-Russia economic indicators, as well as the average indicators of Russia's western border re­gions and the Krasnodar Krai, reveals a growing competition between regions in the economically prosperous South-West of Russia. The study identified the main threats caused by both the geoeconomic situation and its projection onto the intra-regional environment. These threats aggravated system-wide eco­nomic problems.

Скачать статью

Оценка некоторых аспектов транспортной доступности сельских территорий Калининградской области с использованием инструмента социологического исследования

Аннотация

Современная социально-экономическая модель предопределила ин­тен­сификацию взаимодействия между сельскими территориями и распо­ложенными рядом городами. В первую очередь интенсификация прояви­лась в росте потоков населения, ежедневно перемещающихся между се­лом и городом. В результате сельское население заинтересовано в каче­ст­венной транспортной инфраструктуре и эффективно функ­цио­ни­ру­ющей сети сообщения общественным транспортом. С исполь­зова­нием социологического инструментария авторы анализируют сте­пень удов­летворенности сельского населения восточных муниципальных об­ра­зований Калининградской области функционирующей сетью обще­ственного транспорта и качеством оказываемых транспортных услуг. Полученные результаты позволили сделать вывод, что система органи­зации пассажирского сообщения в ее нынешнем виде удовлетворяет большую часть респондентов. Вместе с тем, по мнению опрошенных, она нуждается как в инфраструктурном, так и в организационном раз­витии, особенно в наиболее «проблемных» муниципалитетах Калинин­градской области. С инфраструктурной точки зрения наиболее про­блемным муниципалитетом является Славский городской округ, а с ор­га­низационной — Гвардейский городской округ.

Abstract

The modern socio-economic model entails the intensification of rural – urban interaction. First of all, the process manifested itself in the growth of population flows, daily commuting between the village and the city. As a re­sult, the rural population expects a high-quality transport infrastructure and an efficiently functioning public transport network. Using sociological tools, the authors analyze the degree of satisfaction of the rural population from the eastern municipalities of the Kaliningrad region with a current public transport network and the quality of transport services provided. The findings led to the conclusion that the existing passenger management system satisfies most of the respondents. At the same time, according to the responses, the network asks for both infrastructural and systematic development, especially in the most ‘challenged’ municipalities of the Kaliningrad region. The Slavsky municipality is considered to be the most exposed nfrastructurally, while Gvardeysk experiences organizational difficulties.

Скачать статью