Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Пути совершенствования soft skills — модели обучения топографической анатомии и оперативной хирургии

Страницы / Pages
98-106

Аннотация

Цель исследования — разработка новых путей совершенствования soft skills обучения и изучения топографической анатомии и оператив­ной хирургии. Одной из ключевых задач современного — особенно меди­цинского — профессионального образования становятся компетенции по осуществлению профессиональной деятельности с созданием так называемых предметных знаний. Однако в повседневной медицинской практике этого недостаточно — для динамичного развития студен­там необходимо овладеть универсальными компетенциями. Для разра­ботки новой модели изучения предмета сначала необходимо было выяс­нить отношения студентов к существующей оценке знаний.
Было проведено анкетирование 270 учащихся с целью выяснения их отношения к те­стированию, заполнению электронных анатомических карт и возмож­ному совершенствованию образовательного процесса пу­тем решения ситуационных задач по клинической анатомии с помощью интерак­тивных анатомических 3D-атласов и внедрению элементов ди­станци­онного обучения. Полученные результаты показали, что обще­принятые тестовые системы контроля не приводят к улучшению ре­зультатов и не способствуют сохранению выживаемости знаний. Напротив, запол­нение электронных анатомических карт статистиче­ски достоверно улучшает восприятие и изучение предмета. Решение в команде ситуа­ционных задач по клинической анатомии с помощью ин­терактивных анатомических 3D-атласов, изучение и овладение хирур­гическими навыками в составе операционной бригады с обязательной сменой ролей существенно повысит мотивацию и быстрее сформирует основы кли­нического мышления путем рационального сочетания эле­ментов hard и soft skills.

Abstract

This article focuses on new ways to improve soft-skills training as well as to teach topographic anatomy and operative surgery. A key objective of con­tem­porary professional education, particularly, that in medicine, is to build pro­fessional and discipline-specific competencies. This, however, is not suffi­cient for day-to-day medical practice. To develop as professionals, students need so-called universal competencies. Before constructing a new model of studying a discipline, it was im­portant to know what students thought of current methods of knowledge as­sessment. Two hundred seventy students were surveyed to explore their atti­tudes to testing, working with digital anatomical maps, and a possible im­provement of the training process by using interactive 3D anatomical atlases and distance learning elements in studying clinical anatomy cases. The find­ings suggest that traditional assessment methods neither improve academic performance nor contribute to «knowledge longevity». Using digital anatomi­cal maps, however, is positively associated with better knowledge of the disci­pline. Teamwork on clinical anatomy cases while employing interactive 3D anatomical atlases, learning surgical skills as part of a surgical team, and role reversal increase motivation and build the foundations of new clinical think­ing based on a rational combination of hard and soft skills

Список литературы

1. Амирова В. Р. Инновационные технологии в совершенствовании специа­листа в медицинском вузе // Подготовка врачей и провизоров в условиях ре­формирования профессионального образования : матер. конф. Уфа, 2013. С. 62—64.
2. Арабидзе Г. Г., Куденцова С. И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профес­сионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 2. С. 57—64.
3. Асмоловский А. В., Шаматкова С. В. Особенности преподавания оператив­ной хирургии и топографической анатомии на современном этапе //Вестник Воронежского государственного медицинского университета. 2019. Т. 18, № 5. С. 114—119.
4. Бондаренко Е. В. Формирование профессионально-субъектной позиции студента медика: роль преподавателя // Медицинское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 73—75.
5. Буш Е. Информационная интоксикация. Педагогический диагноз для со­временных студентов-медиков неутешителен // Медицинская газета. 2018. 7 марта (№ 9). URL: http://www.mgzt.ru/n-9-ot-7-marta-2018-g/informatsionnaya-intoksikatsiya (дата обращения: 13.09.2019).
6. Гуменюк С. Е., Сидельников А. Ю. Нестандартные формы интегрированных занятий и формирование профессиональных компетенций // Медицинское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. уча­стием. М., 2013. С. 135—136.
7. Кочубей А. В., Конаныхина А. К., Зимина А. В. и др. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфе­ре здравоохранения // Со­временные проблемы науки и образования. 2015. № 2, ч. 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17158 (дата обра­щения: 04.10.2019).
8. Романцов М. Г., Гребенюк Т. Б., Сологуб Т. В. и др. Использование методов конструктивной педагогики в реализации Болон­ской декларации при обуче­нии будущих врачей // Здравоохранение Российской Федерации. 2011. № 1. С. 32—35.
9. Куршев В. В. Новое образовательное медицинского пространство — важ­нейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское об­разование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 280—282.
10. Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Обучение врачей: новые педагогические парадигмы // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования : матер. конф. Уфа, 2013. С. 11—13.
11. Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Особенности медицинского образова­ния и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С. 47—52.
12. Романцов М. Г., Шамшева О. В., Мельникова И. Ю. Модернизация медицин­ского образования посредством включения элементов конструктивной педаго­гики в образовательный процесс // Детские инфекции. 2015. Т. 14, № 1. С. 55—59.
13. Суровцева Т. И. Традиции и современность в развитии высшей школы в России ХХI века (к 10-летию подписания Болонской декларации) // Медицин­ское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 490—492.
14. Цифровая экономика: 2019 : кратк. стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Виш­невский, Л. М. Гохберг [и др.]. М., 2019.