Пути совершенствования soft skills — модели обучения топографической анатомии и оперативной хирургии
- Страницы / Pages
- 98-106
Аннотация
Цель исследования — разработка новых путей совершенствования soft skills обучения и изучения топографической анатомии и оперативной хирургии. Одной из ключевых задач современного — особенно медицинского — профессионального образования становятся компетенции по осуществлению профессиональной деятельности с созданием так называемых предметных знаний. Однако в повседневной медицинской практике этого недостаточно — для динамичного развития студентам необходимо овладеть универсальными компетенциями. Для разработки новой модели изучения предмета сначала необходимо было выяснить отношения студентов к существующей оценке знаний.
Было проведено анкетирование 270 учащихся с целью выяснения их отношения к тестированию, заполнению электронных анатомических карт и возможному совершенствованию образовательного процесса путем решения ситуационных задач по клинической анатомии с помощью интерактивных анатомических 3D-атласов и внедрению элементов дистанционного обучения. Полученные результаты показали, что общепринятые тестовые системы контроля не приводят к улучшению результатов и не способствуют сохранению выживаемости знаний. Напротив, заполнение электронных анатомических карт статистически достоверно улучшает восприятие и изучение предмета. Решение в команде ситуационных задач по клинической анатомии с помощью интерактивных анатомических 3D-атласов, изучение и овладение хирургическими навыками в составе операционной бригады с обязательной сменой ролей существенно повысит мотивацию и быстрее сформирует основы клинического мышления путем рационального сочетания элементов hard и soft skills.
Abstract
This article focuses on new ways to improve soft-skills training as well as to teach topographic anatomy and operative surgery. A key objective of contemporary professional education, particularly, that in medicine, is to build professional and discipline-specific competencies. This, however, is not sufficient for day-to-day medical practice. To develop as professionals, students need so-called universal competencies. Before constructing a new model of studying a discipline, it was important to know what students thought of current methods of knowledge assessment. Two hundred seventy students were surveyed to explore their attitudes to testing, working with digital anatomical maps, and a possible improvement of the training process by using interactive 3D anatomical atlases and distance learning elements in studying clinical anatomy cases. The findings suggest that traditional assessment methods neither improve academic performance nor contribute to «knowledge longevity». Using digital anatomical maps, however, is positively associated with better knowledge of the discipline. Teamwork on clinical anatomy cases while employing interactive 3D anatomical atlases, learning surgical skills as part of a surgical team, and role reversal increase motivation and build the foundations of new clinical thinking based on a rational combination of hard and soft skills
Список литературы
1. Амирова В. Р. Инновационные технологии в совершенствовании специалиста в медицинском вузе // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования : матер. конф. Уфа, 2013. С. 62—64.
2. Арабидзе Г. Г., Куденцова С. И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 2. С. 57—64.
3. Асмоловский А. В., Шаматкова С. В. Особенности преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии на современном этапе //Вестник Воронежского государственного медицинского университета. 2019. Т. 18, № 5. С. 114—119.
4. Бондаренко Е. В. Формирование профессионально-субъектной позиции студента медика: роль преподавателя // Медицинское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 73—75.
5. Буш Е. Информационная интоксикация. Педагогический диагноз для современных студентов-медиков неутешителен // Медицинская газета. 2018. 7 марта (№ 9). URL: http://www.mgzt.ru/n-9-ot-7-marta-2018-g/informatsionnaya-intoksikatsiya (дата обращения: 13.09.2019).
6. Гуменюк С. Е., Сидельников А. Ю. Нестандартные формы интегрированных занятий и формирование профессиональных компетенций // Медицинское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 135—136.
7. Кочубей А. В., Конаныхина А. К., Зимина А. В. и др. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2, ч. 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17158 (дата обращения: 04.10.2019).
8. Романцов М. Г., Гребенюк Т. Б., Сологуб Т. В. и др. Использование методов конструктивной педагогики в реализации Болонской декларации при обучении будущих врачей // Здравоохранение Российской Федерации. 2011. № 1. С. 32—35.
9. Куршев В. В. Новое образовательное медицинского пространство — важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 280—282.
10. Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Обучение врачей: новые педагогические парадигмы // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования : матер. конф. Уфа, 2013. С. 11—13.
11. Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С. 47—52.
12. Романцов М. Г., Шамшева О. В., Мельникова И. Ю. Модернизация медицинского образования посредством включения элементов конструктивной педагогики в образовательный процесс // Детские инфекции. 2015. Т. 14, № 1. С. 55—59.
13. Суровцева Т. И. Традиции и современность в развитии высшей школы в России ХХI века (к 10-летию подписания Болонской декларации) // Медицинское образование — 2013 : сб. тез. IV Общерос. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 490—492.
14. Цифровая экономика: 2019 : кратк. стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.]. М., 2019.