Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №1

Англосаксонские традиции в системе образования: образо­вание как коммерческое предприятие

Аннотация

Начиная с 90-х гг. XX в., особенно после вступления России в Бо­лонский процесс в 2003 г., российское образование заимствует ключевые черты американской образовательной системы, признавая ее более эф­фек­тивной по сравнению с советской. При этом российские реформа­торы зача­стую не учитывают кардинальные различия социокультур­ных процессов в двух странах. Чтобы разобраться в том, насколько це­лесообразно заимствование и ко­пирование как отдельных характери­стик американской системы образования в России, так и целей и задач, ставящихся перед отечественным образованием, необходимо проанали­зировать имеющуюся литературу и выделить основные черты амери­канской системы образования, а также проследить исто­рию их возник­новения и фор­мирования в американской педагогической культуре. Настоящая статья рас­сматривает одну из основных тради­ций в обра­зовательной системе США, а именно «рыночноподобность» сферы обра­зования. Кроме того, предпринимается попытка историче­ского анализа традиций в системе аме­риканского образования, просле­живается раз­витие и становление рыночно ориентированного образова­ния, а также приводится критика рассматривае­мой характеристики, данная специ­алистами в области американского обра­зования. В резуль­тате прове­денного анализа автор приходит к выводу о том, что если для амери­канской культуры отношение к образованию как к бизнесу, коммерциа­лизация образования исторически обусловлены, хотя и часто критику­ются специалистами, то копирова­ние и внедрение подобной характери­стики в российскую систему образования может привести к ее необра­ти­мым негативным изменениям.

Abstract

Since the 1990s, especially after Russia joined the Bologna Process in 2003, Russian education has been adopting the key features of the US educa­tional system, having acknowledged its greater efficiency in comparison to the Soviet one. Russian reformers, however, often overlook the substantial socio-cultural differences between the two countries. To understand whether it is prudent to adopt and copy in Russia either selected features of the US educa­tional system or its goals and objectives, it is necessary to analyse the litera­ture, to identify the key characteristics of the US educational system, and to track their evolution in the US pedagogical culture. This article examines a major tradition in the US education system — market-like behaviour. An at­tempt is made to analyse the historical background of traditions in US educa­tion and its market orientation. The study considers the critique of the latter feature by specialists in American education. It is concluded that, whereas the treatment of education as business and the commercialisation of education are historically inherent in US culture, copying and adopting these practices in Russia may cause irreversi­ble damage.

Скачать статью

Инновационный под­ход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономиче­ских специальностей вузов

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения финансовой грамотности сту­дентов неэкономических специальностей вузов. Проанализированы действующие отечественные и зарубежные практики дистанционного обуче­ния в области финансовой грамотности в вузах. Предложен инно­вационный подход к организации обучения студентов неэкономических специальностей вузов в формате дистанционного курса «Деньги и управление ими» с исполь­зованием геймификации. Описаны результа­ты разработки и внедрения ди­станционного курса в учебный процесс Балтийского федерального универси­тета им. И. Канта.

Abstract

This article explores the enhancement of financial literacy in non-economics students. Current national and international practices of distance learning focusing on financial literacy are analysed. The study proposes an innovative approach to teaching the Money and Money Management gami­fied distance-learning course to non-economics students. The results of course development and implementation at the Immanuel Kant Baltic Federal Uni­versity are described.

Скачать статью