Анализ влияния транспортного фактора на инвестиционную конкурентоспособность приморских регионов европейской части России
- Страницы / Pages
- 21-34
Аннотация
С точки зрения сочетания базовых факторов территориального развития максимальным по сравнению с большинством регионов страны потенциалом обладают приморские регионы европейской части России, в которых сформированы или формируются крупные урбанизированные пространства. Именно в этих регионах целесообразно создавать крупные экономические центры, способные использовать выгоды агломерационного и приморского факторов. Инструментом повышения уровня экономического развития и инвестиционной привлекательности данных регионов является реализация крупных инфраструктурных проектов в области транспорта. В статье представлен анализ влияния реализации проектов в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2021 годы)» на повышение уровня экономической эффективности транспортной отрасли в регионе и, как следствие, его инвестиционной привлекательности. Используя классические экономико-географические методы исследования, авторы приходят к выводу о неоднородности размариваемых регионов с точки зрения достигнутого результата.
Abstract
Given the combination of the basic territorial growth factors, the coastal regions of the European part of Russia, where large urbanized spaces have already been developed or are being developed, are of the greatest potential compared to other regions of the country. It makes perfect sense to set up large economic centers capable of harnessing the benefits of agglomeration and seaside factors in such regions. A tool to improve the level of economic development and investment attractiveness of these regions is the implementation of large trasnsport infrastructure projects. The article analyzes how the implementation of projects under the Federal Target Program “Development of the Transport System of Russia (2010—2021)” contributed to an increase in the economic efficiency of the transport industry in the region and, as a consequence, to an increase in the level of investment attractiveness. Using the classical economic and geographical research methods, the authors come to the conclusion that result-wise the regions under study are heterogeneous.
Список литературы
1. Вольхин Д. А. Трансформация экономической безопасности Крыма в условиях интеграции в российское социально-экономическое пространство // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5, № 2. С. 79—91.
2. Горина А. И. Перспективы создания портово-промышленного комплекса в Калининградской области// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2016. № 4. С. 61—71.
3. Дружинин А. Г. Экономический потенциал приморской зоны: понятийно-категориальные основы концепции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2004. № 4 (128). С. 54—60.
4. Кузнецов А. В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. 3-е изд. М., 2014.
5. Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М., 2015.
6. Кузнецова О. В. Типология факторов социально-экономического развития регионов России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5: География. 2014. № 2.
7. Лачининский С. С., Семенова И. В. Санкт-Петербургский приморский регион // Геоэкономическая трансформация территории. СПб., 2015.
8. Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж. URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/meth-kom-di.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
9. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). URL: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/200/204/ documents (дата обращения: 16.06.2019).
10. О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1243. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010—2021 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
12. Приморские зоны России на Балтике: факторы, особенности, перспективы и стратегии трансграничной кластеризации : монография / А. Г. Дружинин, А. П. Клемешев, Г. М. Федоров [и др.] ; под ред. А. Г. Дружинина. М., 2018.
13. Самусенко Д. Н. География прямых иностранных инвестиций в регионах России // Пространственная организация общества: теория, методология, практика : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2018. С. 259—262.
14. Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск ; М., 2005.
15. Трансграничное кластерообразование в приморских зонах европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты / А. Г. Дружинин, Д. А. Вольхин, Н. В. Гонтарь [и др.]. Ростов н/Д, 2017.
16. Федоров Г. М. Эволюция внешних экономических связей Калининградской области // Балтийский регион — регион сотрудничества-2018: проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества вдоль Западного порубежья России : матер. междунар. науч. конф. Калининград, 2018. С. 134—149.
17. Центральный банк Российской Федерации. Статистика внешнего сектора. URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 16.06.2019).
18. Экономическая география мирового развития. ХХ век / под общ. ред. Ю. Г. Липеца, В. А. Пуляркина, С. Б. Шлихтера. СПб., 2003.
19. Региональная статистика // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/regional_statistics/ (дата обращения: 19.06.2019).
20. Druzhinin A. The Sea Factor in the Spatial and Socio-Economic Dynamics of Todayʼs Russia // Quaestiones Geographicae. 2019. Vol. 38, iss. 2. P. 91—100.
21. Krugman P. R. Geography and Trade. Cambridge, 1991.