Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

К вопросу о сущности и механизмах невербального общения на уроке иностранного языка в школе для слабовидящих

Страницы / Pages
93-101

Аннотация

Рассматривается вопрос использования учителем иностранного языка в школе для слабовидящих невербальных средств коммуникации и их значимость в процессе педагогического общения. Нару­шения и иска­жения механизмов невербального поведения слепого и слабовидя­щего обу­чающегося рассматриваются в контексте его образо­вательной дея­тельности. В качестве коррекционных средств пре­одоления физиче­ских, пси­хологических и языковых барьеров предложены апробированные автором стра­тегии обучения ино­странному языку.

Abstract

In this article, I analyse the significance of using non-verbal com­munication when teaching languages to visually impaired students. I consider in the context of learning activities the malfunctions and distortions of non-verbal behaviour mechanisms in blind and visually impaired students. I present my earlier tested strategy for overcoming physical, psychological, and language barriers by learning languages.

Список литературы

1. Вялкина Е. А., Портнов Е. А. Инклюзивное образование как педаго­гическая инновация // Вестник непрерывного образования. 2015. № 3. С. 95—101.

2. Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (кор­рекционных) школ : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений. М., 2002.

3. Иванов В. Д., Иванова Е. В., Иванова А. В. Невербальная коммуника­ция учи­теля: проксемическая система классной комнаты // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. : Образова­ние, здравоохранение, физиче­ская культура. 2005. № 4—1. С. 64—66.

4. Квасюк Е. Н., Яковлева О. А. Приемы для создания адаптивной среды для детей с нарушением зрения на уроках английского языка // Ино­странные языки в школе. 2015. № 7. С. 37—42.

5. Климентьева В. В., Сарксян С. К. Особенности адаптирования мате­риала при обучении слабовидящих и незрячих студентов // Актуаль­ные проблемы современного иноязычного образования. 2018. № 8. С. 11.

6. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический спра­вочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

7. Латыпова Л. Ф., Дорофеева Е. Н. Современные тенденции разработ­ки обра­зовательных технологий для людей с нарушениями зрения // Наука и иннова­ции в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и до­стижения : сб. ст. VII Меж­дунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 3. Пенза, 2017. С. 196—202.

8. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1998. URL: http://pedlib.ru/Books/3/ 0497/3_0497-1.shtml (дата обращения: 18.06.2019).

9. Мельникова Е. П., Орехова Т. Ф. Опыт обучения слепых и слабови­дящих иностранному (английскому) языку с применением инноваци­онной методи­ки // Проблемы современного педагогического образо­вания. 2018. № 59—4. С. 88—93.

10. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998.

11. Прибылова Н. Г., Фролова С. В. Психофизиологическое сопровож­дение процесса обучения слепых и слабовидящих // Уникальные ис­следования XXI века. 2015. № 4 (4). С. 57—64.

12. Сигал Н. Г. Инклюзия сегодня: за и против. Казань, 2017.

13. Симаева И. Н., Бударина А. О., Сундх С. Состояние и привлекатель­ность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии // Бал­тийский регион. 2019. Т. 11, № 1. С. 76—91.

14. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушени­ем зре­ния. М., 2004.

15. Тупоногов Б. К. Содержание и методы обучения детей с наруше­нием зре­ния : науч.-метод. пособие. М., 2005.

16. Чиркова Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуни­кации при обучении иностранному языку. СПб., 2009.

17. Teaching Students with Visual Impairments . A Guide for the Support Team / еd. by G. Francis ; Saskatchewan Learning Gail Clark, Sas­katchewan Learning, 2003. URL: http://www.sasked.gov.sk.ca/k/pecs/se/pub­lications.html (дата обраще­ния: 15.06.2019).