Эсхатология пространства в петербургском цикле Мицкевича и поэме Пушкина «Медный всадник»
- Страницы / Pages
- 64-71
Аннотация
В центре сравнительного исследования петербургского цикла стихотворений Мицкевича («Отрывок» III части поэмы «Дзяды», 1832) и петербургской поэмы Пушкина «Медный всадник» (1833) — эсхатологическая образность двух текстов и «эксцентрический» (по Ю. М. Лотману) тип петербургского пространства. Делается вывод о том, что эсхатология Петербурга у Мицкевича связана с библейским мифом о Вавилоне, его взгляд на петербургское наводнение характеризуется условно-риторической отстраненостью. Авторская позиция в поэме Пушкина определяется присутствием наблюдателя в пространстве Петербурга и сопереживанием Евгению как жертве наводнения. Пушкин совмещает государственно-апологетический взгляд на «Петра творенье» и экзистенциально-трагическое переживание заброшенности «маленького человека» в петербургском пространстве.
Abstract
Our comparative study focuses on Mickiewicz’s Saint Petersburg poems (Part III of Dzyady, 1832) and Pushkin’s The Bronze Horseman (1833). We explore the eschatological figurativeness of the two texts and the eccentricity, as Yuri Lotman put it, of the Saint Petersburg space. We conclude that Mickiewicz’s eschatology of Saint Petersburg is linked to the biblical myth of Babylon. Nominal rhetorical detachment permeates his perception of the Saint Petersburg flood. Pushkin’s position consists of two elements: the presence of a bystander in the text and compassion for Evegenii who falls victim to the flood. Pushkin combines an apologetic statist perception of ‘Peter’s own creation’ with tragic existential realisation of the neglected state, in which the ‘little man’ lives in the Saint Petersburg space.
Список литературы
1. Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Париж, 1948.
2. Венцлова Т. Пушкин как неизбежный «другой» // Иностранная литература. 2009. № 4. С. 267—271.
3. Герцен А. И. Соч. : в 4 т. М., 1988. Т. 2.
4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1973. Т. 5.
5. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 208—220.
6. Немировский И. В. Библейская тема в «Медном всаднике» // Русская литература. 1990. № 3. С. 3—17. URL: http://www.philology.ru/literature2/nemirov sky-90.htm. (дата обращения: 19.06.2019).
7. Немировский И. В. Зачем был написан «Медный всадник» // НЛО. 2014. № 2 (126). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/126/20n.html (дата обращения: 19.06.2019).
8. Перзеке А. Б. Эсхатология поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» // Культура народов Причерноморья. 2006. № 92. С. 11—14. URL: http://dspace. nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/36722/03-Perzeke.pdf?sequence=1 (дата обращения: 19.06.2019).
9. Пушкин А. С. Соч. : в 3 т. М., 1985—1987.
10. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избр. тр. СПб., 2003.
11. Хорев В. А. Польша и поляки глазами русских литераторов. М., 2005.
12. Шубин В. Ф. К топографии поэмы «Медный всадник» // Временник Пушкинской комиссии. Л., 1988. Вып. 22. С. 142—149.
13. Mickiewicz A. Dzieła. Dramaty : w 17 t. Warszawa, 1999. T. 3.
14. Miłosz Cz. Historia literatury polskiej do roku 1939. Kraków, 1993.
15. Weintraub W. Poeta i Prorok. Rzecz o profetyzmie Mickiewicza. Warszawa, 1988.
16. Zielińska M. Polacy. Rosjanie. Romantyzm. Warszawa, 1998.