Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Игорь Павлович Распопов и Анатолий Михайлович Ломов — основоположники Воронежской синтаксической школы

Страницы / Pages
55-63

Аннотация

Настоящая обзорная статья посвящена изучению лингвис­ти­ческого наследия Воронежской синтаксической школы, у истоков кото­рой стояли выдающиеся лингвисты И. П. Распопов и А. М. Ломов. В статье раскрываются идеи, сформировавшие особое направление в грамматических исследованиях конца 1960-х — начала 2010-х гг. Авто­ры статьи обозначают теоретические предпосылки, способствовавшие созданию этого направления, а также ха­рактеризуют его последова­тельное развитие. Отмечается богатый эври­стический потенциал по­лученных исследователями результатов и их дидактическая ценность.

Abstract

This review is devoted to the linguistic legacy of the Voronezh syntactic school, which was founded by the renowned scholars Igor Raspopov and Anatoly Lomov. We discuss the ideas that were shaping this area of grammatical research from the late 1960s to the early 2010s. Our focus is the theoretical precursors and stepwise development of the Voronezh syntactic school. We emphasise the considerable heuristic potential and didactic value of the findings obtained by the Voronezh scholars.

Список литературы

1. Распопов И. П. Актуальное членение и коммуникативно-синтаксические типы повествовательных предложений в русском язы­ке : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1964.

2. Распопов И. П. О предмете синтаксиса // Ученые записки Башкирского ун-та. 1964. Вып. 15. Сер. филол. наук, № 6 : Вопросы общего и германского язы­кознания. С. 23—38.

3. Распопов И. П. Что же такое структурная схема предложения? // Вопр. языкознания. 1976. № 2. С. 65—70.

4. Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики / под ред. Ю. Г. Косарева. М., 1978.

5. Распопов И. П. Очерки по теории синтаксиса. Воронеж, 1973.

6. Ломов А. М. Нестареющее наследие // Распопов И. П. Избр. работы по лингвистике. Воронеж, 2005. С. 3—8.

7. Ломов А. М. Типология русского предложения. Воронеж, 1994.

8. Чейф У. Л. Память и вербализация прошлого опыта / пер. О. В. Звегинце­вой // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики : сб. статей. М., 2001. С. 3—41.

9. Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл — текст». М., 1974.

10. Сусов И. П. Языковое общение и лингвистика // Прагматические и се­мантические аспекты синтаксиса : межвуз. сб. науч. тр. Калинин, 1985. С. 3—12.

11. Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса. М., 2006.

12. Кашкин В. Б. Кто вы, monsieur de Saussure? // Идеи Фердинанда де Сос­сюра в современной лингвистике : сб. науч. трудов. Воронеж, 2007. С. 6—20.

13. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические про­блемы. 4-е изд., стер. М., 2005.

14. Каринский М. И. Разногласие в школе нового эмпиризма по во­просу об истинах самоочевидных. Пг., 1914.

15. Ломов А. М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка. М., 2007.

16. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика : учеб. для студен­тов фа­куль­тетов филологического профиля. 2-е изд. М., 2004.

17. Ломов А. М., Гусман Тирадо Р. Русское сложноподчиненное пред­ложение и проблема его содержательной интерпретации // Вопр. язы­кознания. 1999. № 6. С. 54—65.

18. Ильина Т. В., Подшивалова Н. И., Сидорова Е. В., Швецова О. А. Акту­альные вопросы синтаксической номинации в трудах ученых Воронеж­ской синтакси­ческой школы // Воронежская филологическая школа: история, традиции, современность : сб. науч. ст. Воронеж, 2019.

19. Овчинникова Н. И. Сложноподчиненные предложения, выража­ющие це­левые отношения (на материале русского и английского язы­ков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2003.

20. Караваева Н. А., Черникова Н. С. Сопоставительный анализ русских и ан­глийских сложноподчиненных предложений с придаточными причины, след­ствия и уступки / под ред. проф. А. М. Ломова. Воронеж, 2011.

21. Селезнёва Е. В. Сложноподчиненные предложения, выражающие услов­ные отношения (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2011.

22. Правда Е. А. Сравнения в языке поэзии М. Ю. Лермонтова: спосо­бы вы­ражения // Грамматические учения в XXI веке: традиции и пер­спективы : ма­тер. междунар. конф. Воронеж, 2015. С. 128—137.

23. Алексеева Е. А. Природа сказуемого: грамматика vs семантика : моногра­фия. Воронеж, 2017.

24. Лукина С. Л. Русские возвратные глаголы и их английские экви­валенты : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2001.

25. Ломов А. М. Очерки по русской аспектологии. Воронеж, 1977.

26. Ломова Т. М. «Язык как фразеология»: опыт лексико-синтаксического описания // Язык, коммуникация и социальная среда. 2010. № 8. С. 202—212.

27. Чирко Т. М. Синтагматика актуальных смыслов и ее парадигма­тические основания // Вестник Воронежского государственного уни­верситета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 7—11.

28. Ломова Т. М. К вопросу о грамматической периферии: глагол fail как «контекстный вытеснитель» // Язык, коммуникация и социальная среда. Во­ронеж, 2014. Вып. 12. С. 241—254.

29. Lomova T. M., Chirko T. M. Express Corpus Research for Teaching Us­age // Festival of Teaching, Festival of NATE : Proceedings of the 20th NATE-Russia Inter­national Conference. Voronezh, 2014. Р. 46—47.

30. Чирко Т. М. Скрытая грамматика и языковая компетенция обуча­емых // Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке : матер. меж­дунар. науч.-метод. конф. : в 2 ч. Ч. 1. Воронеж, 2000. С. 149—155.

31. Чирко Т. М. Активная грамматика: к содержанию понятия // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Лингви­стика и межкуль­турная коммуникация. 2002. № 1. С. 51—55.

32. Chirko T. M., Lomova T. M. Making a message in English: a handbook in lexical grammar of English for Russian learners : учеб. пособие. Воро­неж, 2002.

33. Chirko T. M., Lomova T. M. Making a message in English : учеб. посо­бие для вузов. Воронеж, 2006.

34. Ломов А. М. «Слово о полку Игореве» и вокруг него : монография. Воро­неж, 2010.