Вестник БФУ им. И. Канта

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: ФИЛОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

Языкознание

Брендинг дизайнерских отелей и хостелов: роль вербальной коммуникации

Аннотация

Изучение туристического брендинга как процесса коммуникации подра­зумевает тщательный анализ нейминга и дескриптивных текс­тов на информационных ресурсах. Грамотно выстроенная страте­гическая плат­форма способствует успешному функционированию ви­зуальных и вербальных каналов, нацеленных на создание яркого и конси­стентного образа на мировом рынке, а также на привлечение целевой аудитории. В статье осуществлен лингвистический анализ языковых средств, используемых для успешного продвижения дизайнерских отелей и бюджетных хостелов, выявляются алгоритмы, способствующие при­влечению внимания путеше­ственников. Материалом исследования стали оригинальные тексты на английском языке, размещенные на официальных страницах туристических дестинаций.

Abstract

Studying tourism branding as a process of communication requires a thorough analysis of both naming and descriptive texts available through information resources. A well-thought-out strategic platform attracts the target audience and ensures the smooth functioning of visual and verbal channels to create a bright and unified image in the world market. In this article, I perform a linguistic analysis of language means used in successful promotions of design hotels and cheap hostels and identify the algorithms that help to draw the attention of travellers. This study uses original English texts published on the websites of tourist destinations.

Скачать статью

Заглавие романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» как текстовая доминанта

Аннотация

Атрибутивное сочетание «капитанская дочка» является обяза­тельным и неотъемлемым компонентом семантического пространства романа А. С. Пушкина. Вынесенное в позицию заголовочного слова, оно функционирует в качестве ключевого знака произведения, позволяя ин­терпрети­ровать его глубинные смыслы. В статье устанавливается, что, в отличие от других номинаций, таких как Маша, Марья Иванов­на Миронова, являющихся более частотными лексико-грам­мати­чес­кими единицами текста, «капитанская дочка» эксплицирует пред­ставление не только о самой главной героине, но и об ее отце — капи­тане Миронове, «незаметном герое» истории, воплощающем высочай­шие нрав­ственные качества — доброту и честность. Таким образом, «капитанская дочка» выполняет в романе роль текстовой доминанты, в концентрированном виде отражая его содержание.

Abstract

This article considers the functional significance of the attributive combination ‘captain's daughter’ as an essential and integral component of the semantic space of Alexander Pushkin’s novel. Placed in the title, it functions as the key sign of the work of fiction since it makes it possible to interpret implied meanings. Unlike the other, more frequent, lexical and grammatical units used as nominations in the text (‘Masha’, ‘Marya Ivanovna Mironova’), ‘captain’s daughter’ explicates the image of both the main character and her father – captain Mironov. An ‘invisible hero’ in history, he is a man of high moral qualities: kindness and candour. Therefore, ‘captain’s daughter’ fulfils the role of the textual dominant and presents the essence of the novel.

Скачать статью

Игорь Павлович Распопов и Анатолий Михайлович Ломов — основоположники Воронежской синтаксической школы

Аннотация

Настоящая обзорная статья посвящена изучению лингвис­ти­ческого наследия Воронежской синтаксической школы, у истоков кото­рой стояли выдающиеся лингвисты И. П. Распопов и А. М. Ломов. В статье раскрываются идеи, сформировавшие особое направление в грамматических исследованиях конца 1960-х — начала 2010-х гг. Авто­ры статьи обозначают теоретические предпосылки, способствовавшие созданию этого направления, а также ха­рактеризуют его последова­тельное развитие. Отмечается богатый эври­стический потенциал по­лученных исследователями результатов и их дидактическая ценность.

Abstract

This review is devoted to the linguistic legacy of the Voronezh syntactic school, which was founded by the renowned scholars Igor Raspopov and Anatoly Lomov. We discuss the ideas that were shaping this area of grammatical research from the late 1960s to the early 2010s. Our focus is the theoretical precursors and stepwise development of the Voronezh syntactic school. We emphasise the considerable heuristic potential and didactic value of the findings obtained by the Voronezh scholars.

Скачать статью

К вопросу о речеактовой природе вербальной угрозы

Аннотация

Описываются существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе подходы к исследованию вербальной угрозы. Рассматривается сущность последней с точки зрения теории речевых актов. Устанавливаются основные содержательные компо­ненты высказываний со значением угрозы, выявляются ключевые отли­чия речевых актов угрозы от представителей класса комиссивных актов. Делается вывод о том, что речевой акт угрозы является син­тетической речеактовой структурой с ядерным директивным и вспомогательным комиссивным компонентами.

Abstract

In this article, we describe approaches to studying the verbal threat, which exist in the recent Russian and international research literature. We examine the essence of the verbal threat from the perspective of speech act the­ory. We identify the major content-related components of utterances contain­ing threats and explain how they differ from commissive acts. We conclude that the speech act of threat is a synthetic speech-act structure, whose core el­ement is directive and whose auxiliary element commissive.

Скачать статью

Коммуникативно-прагматическая категория «толерантность» как ценностная константа в современной немецкой лингвокультуре (на материале газеты «Die Zeit»)

Аннотация

Процессы, происходящие в обществе, в значительной мере влияют на по­нимание и трактовку лексем в различные исторические периоды любой линг­вокультуры. В статье рассматривается определение поня­тия Toleranz как ценностной константы немецкой лингво­культуры и ее лексико-семантическое поле на материале немецких словарей и немец­ко­язычной со­временной прессы. Материалами исследования по­служили корпус немецкого языка DWDS и публицистическое издание «Die Zeit». В ходе исследования выявлено, что ис­торический максимум употребления лексемы Toleranz в газете приходится на 1992 г., а основ­ной причиной изменений в использовании данной лексемы с 2015 г. стал приток мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока в Германию.

Abstract

Processes taking place in society affect how lexemes are understood and interpreted at different historical periods of a linguoculture. In this article, we use German dictionaries and today’s press to consider the notion of Toleranz as a value constant and lexical-semntic field of German linguoculture. In our study, we relied on the DWDS German text corpus and the periodical Die Zeit. We established that the historical peak of the use of the lexeme Toleranz had been reached in 1992, whereas the in­crease of 2015 was associated with the surge of migrants from Africa and the Middle East.

Скачать статью

Молодежный сленг как отражение современной действительности (на примере немецкого языка)

Аннотация

Рассматриваются вопросы влияния окружающего мира на функци­они­рование молодежного сленга, исследуется отражение реалий совре­менного мира в словарном составе языка молодежи. В качестве объекта исследования выбраны единицы современного молодежного сленга немец­кого языка — сленгизмы, наиболее распространенные в молодежной сре­де. Рассмотрены основные периоды становления молодежного сленга немецкого языка в XX—XXI вв. и события, повлиявшие на его формиро­вание. Обосновывается утверждение о существовании прямой взаимо­связи между происходящими в жизни молодых людей и страны в целом событиями и появлением в молодежном сленге неологизмов. Пред­ставлены самые популярные слова и выражения молодежного сленга по данным немецкого из­дательства словарей «Langenscheidt» с 2014 по 2018 г. Описаны характерные черты современной жизни, тенденции и события, нашедшие отражение в языке молодежи. Отмечается, что са­мыми популярными слен­гизмами становятся те из создавае­мых неоло­гизмов, которые наиболее четко и полно отражают суть того или иного явления и эмоционально-оценочное от­ношение к нему моло­дых людей. При этом каждый год лидируют разные слен­гизмы, что подтвер­ждает по­движность и изменчивость состава молодежного слен­га.

Abstract

In this article, I consider how the environment affects the functioning of youth slang. I aim to explore how elements of today’s world are reflected in the vocabulary of young people. The objects of my study are units of today’s German youth slang, particularly, those identified as the most popular by surveys of the German publishing company Langenscheidt. I consider the main periods in the formation of German youth slang in the 20th/21st centuries and review the events that affected its formation. I provide evidence that there is a link between events taking place in the lives of young people and in their country, on the one hand, and neologisms that emerge in youth slang, on the other. I list slang words and expressions most popular among the youth in 2014–2018 according to Langenscheidt. I describe key trends, events, and elements of life today that have found reflection in the language of young people. I conclude that the most popular slang units are the neologisms that provide the clearest and most comprehensive picture of a phenomenon and display the attitudes of young people to it. The fact that each year a new slang unit tops the list testifies to the volatility and changeability of the structure of youth slang.

Скачать статью

Языковая репрезентация субъективного времени в романе Ф. Ильеса «Generation Golf Zwei»

Аннотация

В качестве исходного тезиса констатируется факт сущес­тво­вания объ­ективной и субъективной форм времени. Средства эксплика­ции субъективно­го времени в литературе рассматриваются на мате­риале текста романа современного немецкого писателя Флориана Илье­са «Generation Golf zwei». В этом автобиографическом произведении автор с изрядной долей самоиронии создает психологический портрет своего поколения, определенного им как «поко­ление “гольф”» в соответ­ствии с его ценностными ориентирами. Ровесники писателя, моло­дость которых пришлась на 1990-е гг., обладают особым восприятием объективного времени, обусловленным социально-политической и эко­номической ситуацией в Германии. Установлено, что основными спосо­бами языковой репрезентации субъективного времени в ро­мане являют­ся, помимо традиционных темпорально окрашенных маркеров, мета­фора ВРЕМЯ — РЕСУРС и метонимия ВРЕМЯ — СОБЫТИЕ в их раз­личных текстовых модификациях. Одним из наиболее важных со­бытий в жиз­ни поколения становится 11 сентября 2001 г. — день тер­акта в торго­вом центре Нью-Йорка, знаменующий начало выхода немецкого обще­ства из состояния духовной спячки и переход в режим нового измерения ис­торического времени.

Abstract

This article is based on the postulate that there are objective and subjective forms of time. I consider means to explicate subjective time in literature, using the novel Generation Golf zwei by the contemporary German author, Florian Illies. In this autobiographical novel, Illies goes heavy on self-irony to draw a psychological portrait of his generation, which he calls the ‘golf generation’ and thus emphasises what values it holds. The author’s contemporaries, the youth of the 1990s, have a peculiar perception of objective time, shaped by the then socio-political and economic situation in Germany. I conclude that, in the novel, subjective time is usully expressed linguistically by not only traditional temporal markers bus also various textual modifications of the ‘TIME – RESOURCE’ metaphor and the ‘TIME – EVENT’ metonymy. An important landmark in the life of the generation was September 11, 2001, the day of the terrorist attack on the World Trade Centre in New York. That day heralded a transition of German society from spiritual hibernation to a new mode of measuring historical time.

Скачать статью

Педагогика и психология

К вопросу о сущности и механизмах невербального общения на уроке иностранного языка в школе для слабовидящих

Аннотация

Рассматривается вопрос использования учителем иностранного языка в школе для слабовидящих невербальных средств коммуникации и их значимость в процессе педагогического общения. Нару­шения и иска­жения механизмов невербального поведения слепого и слабовидя­щего обу­чающегося рассматриваются в контексте его образо­вательной дея­тельности. В качестве коррекционных средств пре­одоления физиче­ских, пси­хологических и языковых барьеров предложены апробированные автором стра­тегии обучения ино­странному языку.

Abstract

In this article, I analyse the significance of using non-verbal com­munication when teaching languages to visually impaired students. I consider in the context of learning activities the malfunctions and distortions of non-verbal behaviour mechanisms in blind and visually impaired students. I present my earlier tested strategy for overcoming physical, psychological, and language barriers by learning languages.

Скачать статью

Эволюция компетентностного и деятельностного подходов к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений подготовки

Аннотация

Рассматривается проблема профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов — будущих бакалавров физи­ческой культуры. Автор, используя методы анализа и обобщения нор­мативной, учебно-методической и научной литературы, приводит теоретические ре­зультаты исследования, нацеленного на анализ и сопо­ставление требований, предъявляемых к бакалавру физической куль­туры, осуществляет анализ компетентностно­го и деятель­ност­ного подходов к формированию универсальных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка.

Abstract

In this article, I consider teaching professional foreign languages to future bachelors of physical education. I analyse the regulatory, academic, and research literature to summarise the theoretical findings of the study, which seeks to explore and compare requirements for bachelors of physical education and consider the competency-based and activity-based approaches to the development of universal competencies in students when learning a foreign lanaguage.

Скачать статью

Литературоведение

Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья первая

Аннотация

На примере рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975) и «Хипхоперы: Орфей & Эвридика» (2018) анализируются интерпретации античного мифа в со­временной популярной культуре. Демонстрируется, как сю­жетные и мотив­ные трансформации претекста снимают дистанцию между историей и со­временностью: античный сюжет схождения в цар­ство мертвых во имя любви сливается в рок-опере и хипхопере со своим семиотическим двойником — не­омифологическим сюжетом о символи­ческой смерти Творца под гнетом про­фанной масскультуры. Прослежи­вается влияние идеологических установок рок- и рэп-субкультуры на общую семантику нового мифа о «масскультуре-аиде», рассматрива­ются случаи вторичной семиотизации концептов совре­менной музы­кальной культуры в аспекте архаических моделей мышления. Пере­осмысление мифологического сюжета через наделение его актуальными социокультурными смыслами рассматривается как опыт эстетиче­ской ле­гитимации произведения массового искусства, включения его в «большой» культурный контекст.

Abstract

Using the rock opera Orpheus and Eurydice (1975) and Hip-hopera: Orpheus & Eurydice (2018), we analyse interpretations of the ancient myth in today’s popular culture. We demonstrate how the plot and motif transformations of the pre-text bridge the gap between history and modernity. In both the rock opera and the hip-hopera, the ancient theme of descent into the kingdom of the dead in the name of love merges with its semiotic double: the neo-mythological plot about the symbolic death of the Creator under the yoke of profane mass culture. We explore how the ideology of the rock and rap subcultures affects the general semantics of the new myth of ‘mass culture Hades’. We consider secondary semiotisation of the concepts of contemporary musical culture in terms of archaic models of thinking. The revision of the mythological plot by assigning to it relevant sociocultural meanings is viewed as an experience of aesthetic legitimation of a work of mass art and its inclusion in a broader cultural context.

Скачать статью

Мифопоэтика романа Кадзуо Исигуро «Погребенный великан»

Аннотация

В исследовании, обращенном к поэтике романа К. Исигуро «Погре­бенный великан», подробно рассматриваются элементы образной си­стемы произведе­ния, обладающие потенциалом актуализации мифа в художественном тек­сте. Особое внимание уделяется пересозданию в контексте романа элементов, заимствованных из мифологии, а также новым смыслам, возникающим в результате переосмысления мифа ав­торским сознанием. Затра­гивается проблема жанрового определения романа, не получившего единой идентификации в существующих иссле­дованиях. На основе проведенного ана­лиза выявляется роль мифопоэти­ки в романе в качестве средства создания историзованного образа худо­жественной действительности, в сложном взаи­модействии связей внутри которой формируются основные мотивы произ­ведения и выра­жается его художественная концепция.

Abstract

In this article, I investigate the poetics of the novel The buried giant by Kazuo Ishiguro and consider artistic images that tend to actualise mytho­logical poetics in the literary text. I pay particular attention both to the re-creation of elements of mythological origin in the context of the novel and to new semantic meanings emerging through the reconsideration of the myth in the mind of the author. I address the problem of defining the genre of the novel, which has not yet received a single identification in the literature. My analysis shows that, in the novel, mythopoetics is a means to create a metaphorical image of reality. The theme of the text and its key motifs are most fully expressed in the complex interactions among links existing within this reality.

Скачать статью

Эсхатология пространства в петербургском цикле Мицкевича и поэме Пушкина «Медный всадник»

Аннотация

В центре сравнительного исследования петербургского цикла сти­хотво­рений Мицкевича («Отрывок» III части поэмы «Дзяды», 1832) и петербург­ской поэмы Пушкина «Медный всадник» (1833) — эсхатоло­гическая образ­ность двух текстов и «эксцентрический» (по Ю. М. Лот­ману) тип петер­бургского пространства. Делается вывод о том, что эсхатология Петербурга у Мицкевича связана с библейским мифом о Вавилоне, его взгляд на петербург­ское наводнение характе­ризуется условно-риторической отстраненостью. Авторская позиция в поэме Пушкина определяется присутствием наблюда­теля в простран­стве Петербурга и сопереживанием Евгению как жертве навод­нения. Пушкин совмещает государственно-апологетический взгляд на «Петра творе­нье» и экзистенциально-трагическое пере­жи­вание заброшенно­сти «ма­ленького человека» в петербургском пространстве.

Abstract

Our comparative study focuses on Mickiewicz’s Saint Petersburg poems (Part III of Dzyady, 1832) and Pushkin’s The Bronze Horseman (1833). We explore the eschatological figurativeness of the two texts and the eccentricity, as Yuri Lotman put it, of the Saint Petersburg space. We conclude that Mickiewicz’s eschatology of Saint Petersburg is linked to the biblical myth of Babylon. Nominal rhetorical detachment permeates his perception of the Saint Petersburg flood. Pushkin’s position consists of two elements: the presence of a bystander in the text and compassion for Evegenii who falls victim to the flood. Pushkin combines an apologetic statist perception of ‘Peter’s own creation’ with tragic existential realisation of the neglected state, in which the ‘little man’ lives in the Saint Petersburg space.

Скачать статью