Развитие музыкального слуха у учащихся раз­ных отделений музыкального образования :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука есть не что иное, как отображение действительности
Фрэнсис Бэкон

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Развитие музыкального слуха у учащихся раз­ных отделений музыкального образования


Автор Болдова А. И., Казанцева Н. В.
Страницы 96-106
Статья Загрузить
Ключевые слова духовые инструменты, клавишные, струнные, вокалисты, абсолютный слух, относительный слух
Ключевые слова (англ.) woodwind instruments, keyboard instruments, string instruments, vocalists, absolute music ear, relative music ear
Аннотация Статья посвящена вопросам нейропсихологии слуха и влияния обу­чения на развитие музыкального слуха в различных музыкальных направлениях. Цель статьи — определить, имеются ли отличие в развитии то­нового и интервального восприятия звуков у музыкантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Нулевая гипотеза (H0): отсутствие зависимости точности вос­приятия звуков и интервалов (абсолютный и относительный слух) от направления подготовки музыкантов. Альтернативная гипотеза (H1): наличие зависимости точности восприятия звуков и интервалов (абсолютный и относительный слух) от направления подготовки музыкантов. Среди духовых и струнных в целом низкий процент музыкантов, обладающих хорошим музыкальным слухом. В результате исследования мы пришли к следующим выводам: не выявлено зависимости точности тонового восприятия (абсолютного слуха) между группами музыкантов, уровень значимости различий между группами (p = 0,383); наиболее высокие показатели в интерваль­ном восприятии звуков у клавишников (85,71 %), наиболее низкие — у духовиков (46,67 %); среди вокалистов наблюдался более высокий про­цент тонового восприятия звуков (абсолютного слуха) при прослуши­вании знакомого музыкально инструмента — голоса, но не инструмен­тов, процент вокалистов с хорошим интервальным восприятием зву­ков (относительный слух) также высок.
Аннотация (англ.) The article focuses on the neuropsychology of hearing and the impact of learning on the development of musical ear in various musical fields. The goal is to determine whether there is a difference in the development of tone and interval sound perception among musicians in different areas of study. Zero hypothesis (H0): The lack of dependence of the perception accuracy of sounds and intervals (absolute and relative musical ear) on the field of mu­sical training. Alternative hypothesis (H1): The accuracy of sound and interval percep­tion (absolute and relative musical ear) depends on the field of musical train­ing. Among brass and string instruments, a generally low percentage of mu­sicians have good musical ear. Findings. No dependence of the accuracy of tone perception (absolute music ear) between groups of musicians was revealed, the difference signifi­cance level between groups is p = 0.383; the highest indices in the interval perception of sounds are among keyboard players (85.71 %), the lowest are among the woodwind players (46.67 %); among vocalists, a higher percentage of tonal perception of sounds (absolute music ear) was observed when listen­ing to a musical instrument that is familiar to you — voice, but not instru­ments, the percentage of vocalists with good interval perception of sounds (relative music ear) is also high.
Список литературы

1.  Hyde K. L., Lerch J., Norton A. et al. The Effects of Musical Training on Structural Brain Development: a longitudinal Study // The Neurosciences and Music III: Dis­orders and Plasticity. 2009. Vol. 1169. P. 182—186.

2.  Herholz S., Zatorre R. Musical training as a framework for brain plasticity: Be­havior, function, and structure // Neuron. 2012. Vol. 76 (1). Р. 486—502.

3.  Trainor L., Shahin A., Roberts L. Understanding the Benefits of Musical Trai­ning // The Neurosciences and Music III—Disorders and Plasticity. 2009. Vol. 1169. Р. 133—142.

4.  Skoe E., Kraus N. A Little Goes a Long Way: How the Adult Brain Is Shaped by Musical Training in Childhood // The journal of neuroscience. 2012. Vol. 32 (34). P. 11507—11510.

5.  Peretz I., Zatorre R. J. The Cognitive Neuroscience of Music. Oxford, 2003.

6.  Панюшева Т. Д. Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований // Асимметрия. 2008. Т. 2, № 2. C. 41—54.

7.  Wengenroth M., Blatow M., Heinecke A. et al. Increased Volume and Function of Right Auditory Cortex as a Marker for Absolute Pitch // Cerebral Cortex. 2014. Vol. 24 (5). P. 1127—1137.

8.  Weinberger N. M. Music and the Brain // Scientific American. 2004. Vol. 291 (5). P. 88—95.

9.  Deroche M. L. D., Limb C. J., Chatterjee M., Gracco V. L. Similar abilities of musi­cians and non-musicians to segregate voices by fundamental frequency // The Jour­nal of the Acoustical Society of America. 2017. Vol. 142 (4). P. 1739—1755.

10.  Proverbio A. M., Attardo L., Cozzi M., Zani A. The effect of musical practice on gesture: sound pairing // Front. Psychol. 2015. Vol. 6. P. 376.

11.  Пэтри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине / пер. с англ. В. П. Леонова. М., 2003.

12.  Krishnan S., Lima C. F., Evans S. et al. Beatboxers and guitarists engage sen­sorimotor regions selectively when listening to the instruments they can play // Cerebral Cortex. 2018. Vol. 28 (11). P. 4063—4079.

13.  Wollman I., Penhune V., Segado M. et al. Neural network retuning and neural predictors of learning success associated with cello training // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. Vol. 115 (26). E6056—E6064.

14.  Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. 12-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006.

15.  Грюнер М. Г., Докери П. Клиническая нейроанатомия и неврология по Фицджеральду / пер. с англ. ; под ред. Ю. А. Щербука, А. Ю. Щербука. М., 2018.




Назад в раздел