Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Архетипическое пространство дворца в романе Э. Золя «Дамское счастье»

Страницы / Pages
88-98

Аннотация

Раскрывается связь художественного пространства натуралисти­ческого романа с архетипическими формами сознания и культуры. Ис­пользуется структурно-семиотический метод анализа текста, а так­же проводится анализ архетипических образов, регулярно повторяю­щих­ся в европейском культурном опыте. Обосновывается использова­ние в литературоведческом анализе понятия «архетип», позволяющее, в частности, освободить исследование текста от необходимости учи­ты­вать в подходе к нему полемические высказывания и эстетические ма­нифесты авторов, а также дающее возможность различать истори­че­ские реминисценции и архетипические модели, актуальные влияния и уни­версальные обобщения. Особое внимание обращается на простран­ственную модель «дворца», функционирующую в романе Золя как осо­бый смыслопорождающий механизм. Данный образ расценивается как в его исторической значимости для второй половины XIX в., так и в его архетипической функции, организующей художественный строй рома­на и позволяющий вывести текст на новый для XIX в. нереалистиче­ский уровень обобщения. Историку литературы такой подход позволя­ет объяснить аспекты эстетической общности в таких традиционно противопоставляемых течениях, как натурализм и модерн.

Abstract

The article reveals the connection between the artistic space of the natu­ralistic novel with the archetypical forms of mentality and culture. The author used the structural-semiotic method of text analysis, as well as the analysis of archetypical images that are regularly repeated in the European cultural expe­rience. The concept of “archetype” in literary analysis is proved to be neces­sary. Among other things, using of this concept makes it possible to free the study of the text from the need to take into account polemic statements and aesthetic manifests of the authors. Besides, this approach gives an opportunity to analyze the text as such and to distinguish between historical reminiscences and allusions and archetypical models, as well as between current influences and generally valid archetypes. Special attention is given to the image of the Palace and to its spatial model, which works in the novel as a specific mean­ing-generating mechanism. The image of the Palace is viewed through its his­torical importance for the second half of the XIX century. It is as well regard­ed in its archetypical function, which organizes the artistic structure of the novel. Besides, the archetypical function of the image of the Palace makes it possible to bring the text to a new unrealistic level of generalization for the XIX century. This approach is very important to a historian of literature, be­cause it allows to explain some aspects of the aesthetical commonality in the naturalist style and in the modernist style, while these two literary trends are traditionally opposed

Список литературы

1. Золя Э. Дамское счастье / пер. с фр. Ю. Данилина // Собр. соч. : в 26 т. М., 1960—1967. Т. 9. С. 7—501.

2. Zola E. Au Bonheur des Dames. M., 1956.

3. Андреева С. Л. Концепт «Хрустальный дворец» в романе Е. Замятина «Мы» в контексте мировой культуры // Русскоязычные писатели в современном ми­ре : сб. матер. Междунар. науч. конф. «Русскоязычные писатели в современном мире: литература и культура русского зарубежья». Вена, 2014. С. 99—105.

4. Большакова А. Ю. Архетип — концепт — культура // Вопросы филосо­фии. 2010. № 7. С. 47—57.

5. Брахман С. Комментарии // Золя Э. Собр. соч. : в 26 т. М., 1960—1967. Т. 9. С. 867—886.

6. Дынник В. А. Романтик натурализма (Э. Зола). М., 1929.

7. Евзлин М. Миф и архетип в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Madrid, 2001.

8. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.

9. Barbey d’Aurevilly J. Le roman contemporain. P., 1902.

10. Borie J. Zola et les mythes, ou de la Nausée au Salut. Р., 2003.

11. Bourgeois J. Du myth collectif au myth personnel: «La Fortune des Rougon», «Le Rêve» // Les Cahiers naturalistes. 2005. № 79. P. 23—44.

12. Buuren M. von. Les Rougon Macquart d’Emile Zola : de la métaphore au mythe. Р., 1986.

13.Chevrel Y. Le naturalisme. P., 1982.

14. Marin M. Le livre enterré: Zola et la hantise de l’archaique. Grenoble, 2007.

15. Ripoll R. Réalité et mythe chez Zola. Lille ; Р., 1981. T. 1—2.

16. Scarpa M. La pensée sauvage du récit. Pour une éthnocritique de Zola // Lire Zola au XXIe siècle / directeur d’ouvrage A. Barjonet, J.-S. Macke. P., 2018. Р. 317—331.

17. Scarpa M. Le Carnrval des Halles: Une ethnocritique du «Ventre du Paris» de Zola. P., 2000.

18. Scarf F. Emile Zola: De l’utopisme à l’Utopie (1898—1903). P., 2011.