Приморский фактор» в программах пространственного развития муниципальных образований Калининградской области
Аннотация
Географическое положение Калининградской области обусловливает необходимость более активного использования «приморского фактора» в региональном развитии. Основная структура приморских видов деятельности региона сформировалась в советский период развития и характеризуется высоким уровнем территориальной поляризации вдоль береговой линии региона. Также достаточно поляризована вдоль береговой линии и система расселения, в которой наряду с растущими городами в районе Калининградской городской агломерации имеются территории с низкой плотностью населения (преимущественно вдоль заливов). Эти факторы напрямую сказываются на разнице потенциала «приморского фактора» для социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области. Муниципалитеты, слабо пользующиеся данным фактором, по мнению авторов исследования, не до конца реализуют потенциал своего географического положения. Вместе с эксплуатацией других ресурсов для развития муниципалитетам региона целесообразно реализовывать проекты, связанные с «приморским фактором». Авторами статьи ставится задача оценить, как приморские муниципалитеты региона планируют использовать «приморский фактор» в своем социально-экономическом развитии. Анализ стратегических и программных документов муниципалитетов региона позволил сделать вывод, что наиболее диверсифицированный подход к использованию «приморского фактора» отмечается у Калининградского и Светловского городских округов. Для остальных приморских муниципалитетов региона характерен ограниченный тематический набор предлагаемых проектов, чаще всего нацеленных на развитие водного транспорта как элемента туристско-рекреационного комплекса.
The geographical location of the Kaliningrad region calls for the coastal factor to play a greater role in the development of the region. Created in the Soviet period, the backbone of local maritime activities is highly polarized along the coastline of the region. Similarly polarized along the coastline is the settlement system, which incorporates both the growing cities of the Kaliningrad agglomeration and areas of low population density, the latter located primarily along the bays. These circumstances determine what effect the coastal factor has on the socio-economic development of a certain municipality in the Kaliningrad region. We believe that the municipalities that use this factor to a limited degree do not fully realise the potential of their geographical location. Alongside employing other development resources, it is logical for the municipalities to run projects taking advantage of the coastal factor. In this work, we set out to examine how the coastal municipalities of the region plan to benefit from the coastal factor in terms of socio-economic development. From our analysis of strategic documents and programmes of regional municipalities, we conclude that the most diversified approach to the coastal factor is employed in the Kaliningrad and Svetly city districts. In the other coastal municipalities, projects have a narrow thematic focus, most of them dedicated to developing waterborne transport as an element of the tourism and recreation industry.