Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации


Автор Ажинова А. Э.
Страницы 93-101
Статья Загрузить
Ключевые слова инклюзивное образование, дети-инвалиды, дети с огра­ни­ченными возможностями здоровья, социальные стереотипы, отчуждение, учитель
Ключевые слова (англ.) inclusive education, children with disabilities, children with identi­fied disabilities, social stereotype, alienation, teacher
Аннотация Рассмотрена проблема инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На основе анализа ста­тистических данных, исследований в области инклюзивного образова­ния в различных регионах нашей страны, таких как Московская, Ка­лужская, Костромская, Ивановская, Калининградская, Самарская обла­сти и Кавказский регион, определены основные барьеры на пути внедре­ния инклюзивного образования в России. К этим барьерам принадлежат негативное отношение к внедрению инклюзии; низкий уровень инфор­мированности населения; социальные стереотипы; недостаточность и ограниченность исследований в этой области. На основе выделенных ба­рьеров для инклюзивного образования сделана попытка определить пси­холого-педагогические условия успешной реализации идей инклюзивного образования.

Аннотация (англ.) The article draws attention to the problem of inclusive education of disa­bled students. The analysis of statistical data, as well as research in the field of inclusive education in different regions of Russia (Moscow, Kaluga, Kostro­ma, Ivanovo, Kaliningrad, Samara regions and the Caucasus) show that there are barriers to the implementation of inclusive education in Russia. These bar­riers are: negative attitudes towards the introduction of inclusion, low level of public awareness, social stereotypes; lack of and limited research in this area. On the basis of the identified barriers of inclusive education, an attempt has been made to determine the psychological and pedagogical conditions for the successful implementation of inclusive education.
Список литературы

1. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 57—61.

2. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М., 2006.

3. Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. Опыт исследования субъективных пред­ставлений педагогов об инклюзивном образовании // Личность, интеллект, ме­такогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. Калуга, 2017. С. 439—447.

4. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

5. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Дирек­тор школы. 2007. № 3. С. 51—58.

6. Задорин И. В., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 60—73.

7. Индикаторы образования: 2017 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2017.

8. Индикаторы образования: 2018 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2018.

9. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 1.

10. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. ма­тер. II Междунар. науч.-практ. конф. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?ta bid=356 (дата обращения: 10.12.2018).

11. Ительсон Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М., 1964.

12. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. URL: http://doc player.ru/49515222-Konvenciya-o-pravah-invalidov-ravnye-sredi-ravnyh.html (дата обращения: 08.10.2018).

13. Королева Ю. А. Проблемы жизнеспособности детей и подростков в усло­виях современного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 291—295.

14. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной со­циальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями в разви­тии. 2009. № 6. С. 3—9.

15. Мельник Ю. В. Проблемное поле инклюзивного образования нетипич­ных детей в современных российских условиях // Омский научный вестник. 2011. № 3 (98). С. 140—143.

16. Мельник Ю. В. Социально-педагогические детерминанты инклюзивного образования: компаративный анализ западных и российских представлений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 11. С. 152—162.

17. Назарова Н. М. Теоретические и методологические основы образователь­ной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, техно­логия : матер. междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2011, Москва). М., 2011. С. 9—11.

18. Несына С. В., Старовойт Н. В. Особенности представлений о детях с огра­ниченными возможностями здоровья у педагогов дошкольного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 6. C. 142—145.

19. Об образовании в Российской Федерации  : федер. закон от 29.12.20126 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29.07. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль­тантПлюс».

20. Пеннин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государ­ственной политики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-novaya- paradigma-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 03.10.2018).

21. Погуца Н. С., Арзыбова О. В. Коррекция социальных стереотипов учителей инклюзивного образования по отношению к детям с ограниченными возмож­но­стями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 4 (36). С. 69—74.

22. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.

23. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013.

24. Сайтханов А. Ф. Педагогические условия социальной реабилитации де­тей со сложной структурой дефекта // Дефектология. 2007. № 2. С. 86—94.

25. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Кан­та. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-swot-analiz (дата обращения: 24.11.2018).

26. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Ижевск, 2013.

27. Фуряева Т. В., Фуряев Е. А. Инклюзивное образование за рубежом: мето­дологический дискурс // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom-metodo logicheskiy-diskurs (дата обращения: 13.11.2018).

28. Шипицына Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // II ре­гиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни уча­щихся в современных условиях: взгляд врача и педагога». СПб., 2010. С. 14—18.

29. Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченны­ми возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2010. № 5. С. 12—19.

30. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education: Using evi­dence-based teaching strategies. URL: http://bookfi.net/dl/1193607/1c1f96 (дата обращения: 12.12.2018).

31. Policy Guidelines on Inclusion in Education. URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0017/001778/177849e.pdf (дата обращения: 11.10.2018).


Назад в раздел