Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Визуальное воплощение эстетики воспоминания в романах В. Г. Зебальда «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц»

Страницы / Pages
83-92

Аннотация

Вопрос о значении и функциях фотографии в творчестве немецко­го писателя и литературоведа В. Г. Зебальда рассматривается на мате­риале его последних романов «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц». Акту­альность исследования интермедиального, в частности фотографиче­ского, компонента в произведениях немецкого писателя подтверждает­ся обилием работ, затрагивающих данную проблематику, в западном литературоведении. При этом более исследованными оказались ранние романы Зебальда. Но если в них фотография, как правило, выполняет иллюстративную функцию, то в произведениях «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц» значимость визуальных вставок для выстраивания нар­ратива определяется их абсолютной интеграцией с текстом. Исследо­вание позволило заключить, что фотография в творчестве Зебальда, воплощая коллективную память о прошлом, побуждает к созданию соб­ственной истории происходящего и вызывает индивидуальные воспо­минания, дополняет нарратив и выявляет параллели между фрагмен­тами повествования, не объединенными текстуально.

Abstract

The article explores the meaning and functions of photography in W. G. Se­bald's works exemplified by his novels “The Rings of Saturn” and “Auster­litz”. The relevance of the study of the intermediary component, the photo­graphic one, in the novels of the German writer is confirmed by the abundance of works on this problem written by Western literary critics. Early novels of W. G. Sebald have been studied in more detail. Photography performs an illus­trative function in them. In “The Ring of Saturn” and “Austerlitz” the sig­nificance of visual inserts for the formation of the narrative is determined by their absolute integration with the text. I hold that photography in W. G. Se­bald’s works is the embodiment of a collective memory of the past. It encour­ages the creation of personal history and evokes individual memories. It com­plements the narrative and reveals parallels between different fragments of the narrative, which are not linked textually.

Список литературы

1. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / пер. Б Хлебникова. М., 2014.

2. Барт Р. Camera lucida / пер. М. Рыклина. М., 1997.

3. Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение / пер. А. Асланян. М., 2017.

4. Зебальд В. Г. Аустерлиц / Пер. М. Кореневой. М., 2015.

5. Зебальд В. Г. Кольца Сатурна: английское паломничество / пер. Э. Венге­ровой. М., 2016.

6. Berger J. Erscheinungen // Berger J., Mohr J. Eine andere Art Geschichten zu erzählen. München ; Wien, 1984. S. 81—129.

7. Derrida J. Dem Archiv verschrieben. Eine Freudsche Impression. Berlin, 1997.

8. Hessing J. Sebalds Blick. Göttingen, 2015.

9. Hillenbach A.-K. Literatur und Fotografie: Analysen eines intermedialen Verhältnisses. Bielefeld, 2012.

10. Hirsch M. The Generation of Postmemory // Beckman K. On writing with photography. Minneapolis, 2013. P. 202—230.

11. Hoffmann T. (Hg.) Auf ungeheuer dünnem Eis. Frankfurt а/M, 2011.

12. Jacobs H. Irre Blicke — Intermedialität in W. G. Sebalds «Schwindel. Gefühle»: Diss. zur Erlangung der Doktorwürde der philologischen Fakultät. Aachen, 2014.

13. Kawashima K. Autobiographie und Photographie nach 1900: Proust, Benjamin, Brinkmann, Barthes, Sebald. Bielefeld, 2011.

14. Ostrowicz Ph. Schreibweisen der Unschärfe: zur Ästhetik und Poetik der visuel­len Unschärfe bei Robert Musil und W. G. Sebald. Würzburg, 2017.

15. Schütte U. W. G. Sebald: Einführung in Leben und Werk. Göttingen, 2011.

16. Tischel A. Aus der Dunkelkammer der Geschichte. Zum Zusammenhang von Photographie und Erinnerung in W. G. Sebalds «Austerlitz» // Niehaus M. (Hg.) W. G. Sebald: politische Archäologie und melancholische Bastelei. Berlin, 2006. S. 31—46.

17. Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt а/M, 1979.