Язык как достояние человека и как самоорганизующаяся система
- Страницы / Pages
- 5-14
Аннотация
Приводится обоснование основных свойств языка как достояния человека. Автор исходит из концепции языка Л. В. Щербы и А. А. Залевской, в которой язык представлен как социально-личностный континуум разных по своей онтологии языковых явлений. Цель статьи состоит в том, чтобы показать основные свойства языковой организации человека как сложной самоорганизующейся системы процессов. В основе этих свойств лежит активный и пристрастный характер отражения мира в сознании человека, а также живое знание. Приводятся соответствующее такому пониманию языка определение, различия между антропоцентризмом и антропоморфизмом в языкознании. Рассматривается применимость к разным аспектам языковых явлений такого выражения, как «человеческий фактор в языке».
Abstract
The article explores the basic properties of language as a person’s achievement. The author proceeds from the interpretation of language proposed by L. V. Shcherba and A. A. Zalevskaya, in which language is represented as a socio-personal continuum of linguistic phenomena of different ontology. The purpose of the article is to describe the basic properties of human language as a complex self-organizing system of processes. Active and subjective character of reality and knowledge representation in human mind determines the main properties of language. The author offers a definition of language corresponding to this approach and describes the differences between anthropocentrism and anthropomorphism in linguistics. The author investigates the role of ‘human factor’ in the analysis of different linguistic phenomena.
Список литературы
1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
3. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст : избр. тр. М., 2005.
4. Залевская А. А. Введение в психолингвистику : учеб. 2-е изд. испр. и доп. М., 2007.
5. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Самара, 1998. Ч. 1 : Живое знание.
6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2007.
7. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М. ; Воронеж, 2009.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
9. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. М., 2009.
10. Крушевский Н. В. Избранные работы по языкознанию / сост. Ф. М. Березин. М., 1998.
11. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Ин-т языкознания РАН. М., 2012.
12. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб., 2010.
13. Поливанов Е. Д. Труды по восточному и общему языкознанию. М., 1991.
14. Поливанов Е. Д. Введение в языкознание (для востоковедных вузов). М., 2006.
15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.
16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012.
17. Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды : в 2 т. М., 1956. Т. 1.
18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2004.