Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся»
- Страницы / Pages
- 84-99
Аннотация
Представлен анализ концепций формирования социальных систем, в которых состояние здоровья человека не ограничивает его включенность в социальные связи, процессы и практики. Цель статьи — исследовать влияние самоидентификации лиц с ограниченными возможностями здоровья на процессы их социальной интеграции и инклюзии. Комплексность внутренних противоречий этих процессов и малая изученность проблемы определили необходимость интегративного анализа и синтеза теорий и эмпирических фактов. Смена концепций социальной интеграции и инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья квалифицируется как социально-политический тренд одностороннего навязывания «включенного общества» с игнорированием стратификации общества и закономерности социальной эксклюзии. Показано, что социальная эксклюзия как одна из форм организации общества может быть результатом не только устройства самого общества, но и выбора личности или ее деформаций. Систематизированы и описаны диспозиции особых условий развития личности, личностные диспозиции и роль социальной самоидентификации человека с ограниченными возможностями здоровья в отношении социальной инклюзии и эксклюзии. Аргументировано параллельное сосуществование разных моделей интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе социального компромисса и уважения права человека быть субъектом собственной жизни. Результаты исследования могут быть использованы при реализации социально-психологического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессах их инклюзии в общество и интеграции с обществом.
Abstract
The article presents an analysis of the social systems, in which human health is not limited to its inclusion in social relations, processes and practices. The main aim of this research work is to study the impact of self-identification of people with disabilities on their social integration and inclusion. The complexity of internal contradictions of these processes and a limited number of research works on the problem determined the need for a new integrative analysis and synthesis of the existing theories and empirical facts. The evolution of the concepts of social integration and inclusion of people with disabilities is described as a socio-political trend of imposing ‘inclusive society’ and ignoring its stratification and the laws of social exclusion. It is shown that social exclusion as one of the forms of organization of society can result not only from the structure of society, but can also be the individual’s conscious choice. The author systematizes and describes special conditions of personality development, personal dispositions and the role of social self-identification of people with disabilities in relation to social inclusion and exclusion. The author argues that there are different models of integration of people with disabilities based on social compromise and respect for the human right to choose the kind of life to live. The results of the study can be used in social and psychological support of people with disabilities in the processes of their inclusion and integration with society.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2015.
3. Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 51—58.
4. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 149—162.
5. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
6. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
7. Интеграция инвалидов в обществе // Disability: первый российский интернет-портал для инвалидов. URL: http://www.disability.ru/story/show.php? id=4973 (дата обращения: 10.07.2018).
8. Калашникова С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях // Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33). С. 172—179.
9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
10. К независимой жизни : пособие для инвалидов. М., 2000.
11. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91.
12. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2010. С. 114—120.
13. Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: десять лет спустя. М., 2017.
14. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности : коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб., 2009.
15. Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. С. 140—156.
16. Поддубная Е. Н. Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология в социальной работе». М., 2014.
17. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов, 2006.
18. Сидорчик С. В. Психолого-акмеологический подход к проблеме здоровья и создания здоровьесберегающей среды // Мир психологии. 2007. № 2 (50). С. 128—140.
19. Суворова И. Ю. Социальная эксклюзия как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 29—43.
20. Тихонова Н. Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. 2003. № 1. С. 36—84.
21. Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. М., 2012.
22. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году. СПб., 2005.
23. Шаповал И. А. Роль границ Я и не-Я в детерминации поведения в условиях неопределенности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2017. № 3 (30). С. 100—106.
24. Шкаратан О. И. Социология неравенства: теория и реальность. М., 2012.
25. Giddens A. The Third Way: the Renewal of Social Democracy. Cambridge, 1998.
26. Power A., Wilson W. J. Social Exclusion and the Future of Cities. L., 2000.
27. Reiser R. Social and medical approaches to disability // Invisible Children. Report of Joint Conference on Children, Image and Disabilities held on March 1, 1995. Р. 55—56.
28. Sen A. Social Exclusion: Concept, Application and Scrutiny. Manila, 2000.