Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся»

Страницы / Pages
84-99

Аннотация

Представлен анализ концепций формирования социальных систем, в которых состояние здоровья человека не ограничивает его включен­ность в социальные связи, процессы и практики. Цель статьи — иссле­довать влияние самоидентификации лиц с ограниченными возможно­стями здоровья на процессы их социальной интеграции и инклюзии. Комплексность внутренних противоречий этих процессов и малая изу­ченность проблемы определили необходимость интегративного анализа и синтеза теорий и эмпирических фактов. Смена концепций социаль­ной интеграции и инклюзии лиц с ограниченными возможностями здо­ровья квалифицируется как социально-политический тренд односто­роннего навязывания «включенного общества» с игнорированием стра­тификации общества и закономерности социальной эксклюзии. Показа­но, что социальная эксклюзия как одна из форм организации общества может быть результатом не только устройства самого общества, но и выбора личности или ее деформаций. Систематизированы и описаны диспозиции особых условий развития личности, личностные диспози­ции и роль социальной самоидентификации человека с ограниченными возможностями здоровья в отношении социальной инклюзии и эксклю­зии. Аргументировано параллельное сосуществование разных моделей интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе социального компромисса и уважения права человека быть субъектом собственной жизни. Результаты исследования могут быть использова­ны при реализации социально-психологического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессах их инклюзии в об­щество и интеграции с обществом.

Abstract

The article presents an analysis of the social systems, in which human health is not limited to its inclusion in social relations, processes and practic­es. The main aim of this research work is to study the impact of self-identification of people with disabilities on their social integration and inclu­sion. The complexity of internal contradictions of these processes and a limited number of research works on the problem determined the need for a new inte­grative analysis and synthesis of the existing theories and empirical facts. The evolution of the concepts of social integration and inclusion of people with disabilities is described as a socio-political trend of imposing ‘inclusive socie­ty’ and ignoring its stratification and the laws of social exclusion. It is shown that social exclusion as one of the forms of organization of society can result not only from the structure of society, but can also be the individual’s con­scious choice. The author systematizes and describes special conditions of per­sonality development, personal dispositions and the role of social self-iden­ti­fication of people with disabilities in relation to social inclusion and ex­clu­sion. The author argues that there are different models of integration of people with disabilities based on social compromise and respect for the human right to choose the kind of life to live. The results of the study can be used in social and psychological support of people with disabilities in the processes of their inclu­sion and integration with society.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2015.

3. Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуа­лизации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 51—58.

4. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных про­блем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 149—162.

5. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

6. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.

7. Интеграция инвалидов в обществе // Disability: первый российский ин­тернет-портал для инвалидов. URL: http://www.disability.ru/story/show.php? id=4973 (дата обращения: 10.07.2018).

8. Калашникова С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых услови­ях // Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33). С. 172—179.

9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

10. К независимой жизни : пособие для инвалидов. М., 2000.

11. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91.

12. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к за­даче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенци­альной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2010. С. 114—120.

13. Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: десять лет спустя. М., 2017.

14. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседнев­ности : коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб., 2009.

15. Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. С. 140—156.

16. Поддубная Е. Н. Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология в социальной работе». М., 2014.

17. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов, 2006.

18. Сидорчик С. В. Психолого-акмеологический подход к проблеме здоровья и создания здоровьесберегающей среды // Мир психологии. 2007. № 2 (50). С. 128—140.

19. Суворова И. Ю. Социальная эксклюзия как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 29—43.

20. Тихонова Н. Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. 2003. № 1. С. 36—84.

21. Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвали­дов. М., 2012.

22. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году. СПб., 2005.

23. Шаповал И. А. Роль границ Я и не-Я в детерминации поведения в услови­ях неопределенности // Вектор науки Тольяттинского государственного уни­верситета. Сер.: Педагогика, психология. 2017. № 3 (30). С. 100—106.

24. Шкаратан О. И. Социология неравенства: теория и реальность. М., 2012.

25. Giddens A. The Third Way: the Renewal of Social Democracy. Cambridge, 1998.

26. Power A., Wilson W. J. Social Exclusion and the Future of Cities. L., 2000.

27. Reiser R. Social and medical approaches to disability // Invisible Children. Report of Joint Conference on Children, Image and Disabilities held on March 1, 1995. Р. 55—56.

28. Sen A. Social Exclusion: Concept, Application and Scrutiny. Manila, 2000.