От экфрасиса к автобиографии (рассказ Николая Кононова «Светотомия»)
- Страницы / Pages
- 51-60
Аннотация
Показано, как в рассказе Н. Кононова «Светотомия» реализуется топос автобиографического письма, в имплицитном виде присутствующий в каждом произведении писателя. В данном рассказе автобиографический дискурс представлен путем использования кода, связанного с живописью и фотографией. Отмечена особая значимость концептов жизни и смерти, в основе которых лежит мифопоэтическая семантика взаимоперехода и круговорота. Экфрастичные описания в рассказе присутствуют как в явном, так и в скрытом виде. Сделан вывод о том, что в рассказе «Светотомия» текст порождает экфрасис, в то же время экфрасис формирует развитие сюжета, а живопись и фотография участвуют в создании автобиографии.
Abstract
The article reveals peculiarities of representation of the autobiographical topos in N. Kononov’s short story “Svetotomia” that is present implicitly in each work of the writer. In this short story, the autobiographical discourse is represented via the painting and photography code. The authors emphasize the significance of the concepts of “life” and “death” and reveal their mythopoetic semantics of cycle and mutual transition. Ekphrastic descriptions are both explicit and implicit in Kononov’s short story. The authors conclude that in “Svetotomia”, the text produces ekphrasis and at the same time, ekphrasis shapes the plot, and painting and photography create autobiography.
Список литературы
1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр., послесл. и коммент. М., 2011.
2. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1991—2005. Избранное : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 410—443.
3. Дмитровская М. А., Дегтяренко К. А. «Полный абзац» (узловые концепты в творчестве Николая Кононова) // Критика и семиотика. 2016. № 1. С. 205—226.
4. Дмитровская М. А., Дегтяренко К. А. Наука любви в классическом университете (рассказ Николая Кононова «Амнезия Анастасии») // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2018. № 2. С. 70—78.
5. Дмитровская М. Коли муза Клио: История души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланёр» // Новое литературное обозрение. 2014. № 4. С. 266—284.
6. Долгополов И. В. Мастера и шедевры : в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 133—174.
7. Ипполитов А. Венера Торфяная. Выставка в Русском музее: антитело как сверхидея // Русская жизнь. 2008. 18 янв. URL: http://rulife.ru/old/mode/article/ 481/ (дата обращения: 08.11.2017).
8. Кононов Н. Саратов : рассказы. М., 2012.
9. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. 2-е изд. / гл. ред. С. А. Токарев. М., 1987. Т. 1. С. 132—136.
10. Плеяды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01003924214#?page=429 (дата обращения: 05.04.2018).
11. Росси Г. Рождение и особенности культа Афродиты. URL: http://www. globalfolio.net/monsalvat/kittim/012aphrodite/afro4.htm (дата обращения: 05.04.2018).