Вестник БФУ им. И. Канта

2018 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

К вопросу о формировании профессионально важных качеств студента-психолога средствами искусства

Страницы / Pages
96-101

Аннотация

Рассматривается проблематика формирования профессионально важных качеств студентов-психологов. Эти качества зависят от социально-исторического контекста, поэтому являются динамичными и должны подвергаться содержательным и количественным трансформациям. Приводятся результаты теоретических и эмпирических исследований в данной области, как российских, так и иностранных. Кроме традиционного университетского формата обучения в статье предлагается использовать искусство в качестве технологии формирования профессионально важных качеств. В частности, рассматривается образовательный потенциал литературы и музыки для развития эмоционального интеллекта и других необходимых профессиональному психологу качеств.

Abstract

The article describes the problems of development of professionally important qualities for psychology students. These qualities are dynamic, should be analyzed and subjected to conceptual and quantitative transformations, because they depend on the socio-historical context. The author provides the results of theoretical and empirical research, conducted in this field by both Russian and international scholars. Besides the traditional university format of teaching, the author suggests resorting to art for the development of professionally important qualities and considers the educational potential of literature and music for the development of emotional intelligence and other qualities necessary for a professional psychologist.

Список литературы

1. Брусс М.-Э. Предмет искусства в эпоху конца Прекрасного: от объекта к абъекту. URL: http://psychanalyse.ru/objet-abjet (дата обращения: 15.07.2018).
2. Быкова Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 3. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-3-23.pdf (дата обращения: 23.06.2018).
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
4. Есманская Н. Е. Развитие психологической проницательности студентов-психологов посредством психологического анализа персонажей художественной литературы // Вестник Тамбовского университета. 2007. Вып. 1 (45). С. 274—277.
5. Кристева Ю. Черное солнце: Депрессия и меланхолия. М., 2010.
6. Мещерякова И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011.
7. Мэй Р. Смысл тревоги. М., 2001.
8. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки. М., 2014.
9. Психология и литература в диалоге о человеке : матер. Междунар. науч. конф. / под ред. Н. А. Борисенко, Н. Л. Карповой, А. А. Голзицкой. М., 2015.
10. Пярт А. Беседы, исследования, размышления. Киев, 2014.
11. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.
12. Черкасова С. А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/files/57323/psyclin_2012_4_Cherkasova.pdf (дата обращения: 06.06.2018). 
13. Щербакова А. М. Психологическая реабилитация: содержание деятельности и подготовка специалистов (израильская модель) // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/49974/psyclin_2012_1_Sherbakova.pdf (дата обращения: 03.07.2018).
14. Хезмондалш Д. Музыка. Почему она так важна для нас. Харьков, 2014.
15. Ball Ph. The Music Instinct: How Music Works and Why We Can`t Do Without It. Oxford, 2010.
16. Kidd D. C., Castano E. Reading Literary Fiction Improves Theory of Mind // Science. 2013. Vol. 342, № 6156. URL: http://science.sciencemag.org/content/early/recent (дата обращения: 11.06.2018).