Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды

Страницы / Pages
87-95

Аннотация

Современные тенденции образования и образовательной политики связаны с все более активным включением обучающихся в цифровую образовательную среду через создание и активное использование электронных материалов обучения. В статье исследуется место цифровой образовательной среды в системе подготовки педагогов. Понятие «цифровая образовательная среда» раскрывается через категории «пространство», «субъектность», «информационная система», «взаимодействие», «профессиональная обучаемость». Выявляются специфические принципы создания цифровых образовательных сред при организации новой архитектуры образования, определяющие переход к микроформатам, к интерактивному взаимодействию и свободному выбору образовательных форматов с учетом персонализированных траекторий обучения, к коллаборативной проектной творческой деятельности, к интегративным многомерным средствам оценивания. Делается вывод, что образовательная среда, объективно приобретая признаки цифровой среды, интегрирует ценностно-мотивационные, рефлексивные и эмоциональные механизмы становления субъектности в процессе обучения. В системе высшего педагогического образования электронное портфолио становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Abstract

Modern trends in education and educational policy are associated with a greater involvement of students in the digital learning environment through the creation and active use of electronic teaching materials. The article analyzes the place of the digital learning environment in the system of teacher training. The term "digital learning environment" is defined through the categories of "space", "subjectness", "learner’s identity", "information system", "interaction", "professional learning ability". The author discusses the specific principles of implementing digital learning environments in a new educational architecture. These principles determine the transition to microformats, to interaction and free choice of educational formats, taking into account personalized learning trajectories, to collaborative project and creative activity, to integrative multi-dimensional means of testing and control. The author concludes that while the learning environment objectively acquires the characteristics of the digital environment, it integrates the value-motivational, refleсtive, and emotional mechanisms of identity development in the learning process. In the system of higher pedagogical education, the electronic portfolio becomes an integral part of the educational process organization.

Список литературы

1. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные психологические труды. М., 1995. URL: http://padaread. com/?book=29496 (дата обращения: 17.06.2018).
2. Брылева В. А., Сафонова О. П. Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журнал. 2013. № 2 (22). doi: 10.12731/2218-7405-2013-2-8.
3. Ищенко Е. Н. Субъект гуманитарных наук: «идеальный» и «реальный». Проблема ответственности ученого в гуманитарном дискурсе // Человек как субъект коммуникации: универсальное и специфическое : монография / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, Е. Н. Ищенко. Воронеж, 2006. С. 53—69.
4. Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 04.07.2018).
5. Манифест о цифровой образовательной среде // Edutainment : [сайт]. URL: http://manifesto.edutainme.ru (дата обращения: 19.07.2018).
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 
8. О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде : письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147-007. URL: legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-15022012-n-ap-14707 (дата обращения: 21.07.2018).
9. Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г.А, Самохина Н. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя. Методические рекомендации : учеб. пособие. Рязань, 2014.
10. Панюкова С. В. Использование электронного портфолио в системе среднего и высшего образования // Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве : сб. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. Протвино, 2012. Ч. 1. C. 391—393.
11. Панюкова С. В., Сапрыкин А. Н., Гостин А. М., Самохина Н. В. Инструментарий ВЕБ 2.0 для создания и ведения портфолио // Информатика и образование. 2013. № 10. С. 64—69.
12. Панюкова С. В. Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio // Применение новых технологий в образовании : матер. XXIII Междунар. конф. Троицк, 2012. C. 147—149.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие. СПб., 2007.
14. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Разработка е-портфолио студента средствами веб-приложения Mahara // Информатика и образование. 2013. № 5. С. 44—46.
15. Barrett H. My «Online Portfolio Adventure» // Electronic Portfolios : [сайт]. URL: http://electronicportfolios.org/myportfolio/versions.html (дата обращения: 05.06.2018).
16. Barrett H. Selecting a «Free» Online Tool for ePortfolio Development // Electronic Portfolios : [сайт]. URL: http://electronicportfolios.org/eportfolios/tools.html (дата обращения: 23.06.2018).
17. Dudeney G., Hockly N. How to Teach English with Technology. Harlow, 2008. 
18. Elgg : [сайт]. URL: https://elgg.org (дата обращения: 13.06.2018).
19. Kent D., Hand R., Bradbury G., Kent M. Mahara 1.2 E-Portfolios: Beginner's Guide. Birmingham, 2010.
20. Pixabay : [сайт]. URL: https://pixabay.com.ru (дата обращения: 25.07.2018).
21. PortfolioGen : [сайт]. URL: https://www.portfoliogen.com (дата обращения: 07.07.2018).
22. Wikimedia Commons : [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org (дата обращения: 16.06.2018).