Музыкальный экфрасис и музыкальный код в прозе Н. Кононова :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Музыкальный экфрасис и музыкальный код в прозе Н. Кононова


Автор Житенев А. А.
Страницы 64-75
Статья Загрузить
Ключевые слова сенсорная образность, музыкальный экфрасис, музыкальный код, Н. Кононов
Ключевые слова (англ.) sense-imagery, musical ekphrasis, musical code, N. Kononov
Аннотация Исследуется репрезентация акустической образности в романах Н. Кононова. Предмет исследования — музыкальный экфрасис и музыкальный код в контексте всех встречающихся в текстах акустических номинаций. В системе сенсорных кодов у писателя за областью «музыкального» закреплено представление об интроспективном, рефлексивном. Характерная его особенность — соотнесенность с визуальным и тактильным; она выражает расслоение видимого на очевидное и скрытое и подчеркивает «непохожесть» или «отмеченность» субъекта восприятия. Таким образом, слух оказывается средством индивидуализации субъекта, раскрытия его уникальных психофизических особенностей. Субъективно окрашенная область аудиального всегда событийна: с музыкальными экфрасисами соотнесены важнейшие вехи в становлении личностного самосознания. Музыкальный код служит репрезентации смыслов, осознаваемых субъектом как «интимные», неповторимые, обладающие качеством чувственного откровения.
Аннотация (англ.) The article studies the representation of acoustic imagery in N. Kononov’s novels. The research focuses on musical ekphrasis and musical code in the context of all the acoustic nominations found in the texts. In the system of sensory codes, under the concept of "musical", the author puts the idea of reflection and introspection. The specific feature of Kononov’s style is its correlation with the visual and the tactile, it expresses the separation of the visible into the hidden and the obvious and emphasizes the "otherness" of the subject of perception. Thus, hearing is a means of individualization of the subject, a resource, permitting to disclose its unique personal and psychophysical features. The subjectively colored auditory is always eventful: the most important milestones in formation of personal self-consciousness correlate with musical ekphrasis. The musical code aims at giving the representation of meanings, perceived by the subject as "intimate", inimitable, possessing the quality of sensual revelation.
Список литературы 1. Вежлян Е. Приключения взгляда // К преизбыточному. Кононовские чтения : исследования, статьи, эссе, диалоги. СПб., 2018. С. 304—307.
2. Виншель А. В. Экфрасис музыки в современной немецкой литературе : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2015.
3. Кононов Н. Нежный театр. М., 2004.
4. Кононов Н. Парад. М., 2015.
5. Кононов Н. Похороны кузнечика. СПб., 2003.
6. Кононов Н. Фланер. М., 2011.
7. Кучина Т. Повествователь-вуайер: визуальная поэтика Н. Кононова // К преизбыточному. Кононовские чтения : исследования, статьи, эссе, диалоги. СПб., 2018. С. 278—303.
8. Махов А. Е. Musica literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике. М., 2005.
9. Новикова М. В. Экфрасис в поэтической практике имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин) : дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2018.
10. Соловьева Е. Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» // Stephanos. 2016. № 2 (16). C. 119—128.
11. Хаминова А. А. Творческое наследие В. Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа : дис. … канд. филол. наук. Томск, 2011.

Назад в раздел