Оппозиция модальных значений в формулах челобитных как отражение письменной деловой культуры в русском языке второй половины XVII— начала XVIII века :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Оппозиция модальных значений в формулах челобитных как отражение письменной деловой культуры в русском языке второй половины XVII— начала XVIII века


Автор Ваулина С. С., Суворова Н. А.
Страницы 14-21
Статья Загрузить
Ключевые слова деловой язык, челобитная, фразеологизмы, формулы, культура деловой коммуникации, прагматика делового текста, модальное значение возможности, оппозиция модальных значений
Ключевые слова (англ.) business language, petition, phraseological units, formulas, business communication culture, business text pragmatics, modalilty of possibility, opposition of modalities.
Аннотация На материале челобитных как жанровой разновидности деловых памятников письменности в начальный период формирования русского национального языка рассматривается специфика функционирования формул, входящих в состав фразеологических единиц. Посредством функционально-семантического анализа оппозиции модальных значений возможности/невозможности, реализующихся в формулах челобитных, выявляется их роль в структурировании указанного делового документа, отражающего культуру коммуникации и социальных взаимоотношений в исследуемый исторический период российского общества.
Аннотация (англ.) Using the texts of petitions as a genre of business correspondence in the initial period of the formation of the Russian language, the authors explore the specifics of the formulas that make up phraseological units. Employing a functional-semantic analysis of the modalities of possibility/impossibility in the texts of petitions, the authors identify the role of these modalities in the structure of business documents reflecting the culture of communication and social relations during the studied period in the history of Russian society.
Список литературы 1. Волков С. С. Лексика русских челобитных XVII века. Формуляр, традиционные этикетные и стилевые средства. Л., 1974.
2. Волков С. С. Стилевые лексико-фразеологические средства деловой письменности XVII века (на материале челобитных) : дис… д-ра филол. наук. Л., 1980.
3. Ковшова М. Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: коды культуры. М., 2016.
4. Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.
5. Кортава Т. В. Московский приказный язык XVII века как особый тип письменного языка. М., 1998.
6. Крысин Л. П. Социальная маркированность языковых единиц // Вопросы языкознания. 2000. № 4. С. 26—41.
7. Леонова Ю. Ю. Языковая объективизация просьбы в челобитных XVII века : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2013. URL: www.prlib.ru/item/ 694246 (дата обращения: 17.05.2018).
8. Никитина Т. Г. Пословицы с компонентами-астионимами: лакунарность и межъязыковой параллелизм // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 111—115.
9. Самойлова Н. Г. Устойчивые словосочетания в частной переписке XVII — начала XVIII в. (к вопросу о формировании устойчивых словосочетаний) : дис. … канд. филол. наук. М., 1968.

Назад в раздел