Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №2

Имитационное моделирование как один из методов математической теории обучения

Аннотация

Дальнейшее развитие теоретической педагогики и теории обучения тесно связано с использованием методов математического и компьютерного (имитационного) моделирования процесса обучения. Обсуждаются трудности и особенности применения формальных методов для исследования дидактических систем, выявлены основные этапы создания имитационных моделей, предложена компьютерная модель процесса изучения совокупности несвязанных элементов учебного материала (на примере букв алфавита), представлены получающиеся графики изменения количества знаний ученика и его мотивации с течением времени. Методологической основой исследования являются работы по математической теории обучения, изучению плохоформализуемых слабоструктурированных систем, когнитивному управлению, имитационному моделированию, нечеткой логике, методологии мягких систем.

Abstract

Further development of theoretical pedagogy and the theory of learning is closely connected to the use of mathematical and digital techniques in learning process simulations. This article explores formal methods for studying a didactic system as well as difficulties in employing them. The author describes key stages of simulation development and presents a simulation of unrelated study material elements (using letters of the alphabet as an example). The charts show temporal changes in students’ knowledge and motivation. Research works on the mathematical theory of learning, and the analysis of semiformalized and semistructured systems, research into cognitive and simulation management, fuzzy logic and soft system methodology comprise the methodological framework for the study.

Скачать статью

Сказкотерапия как метод формирования жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью

Аннотация

Рассмотрено применение методики сказкотерапии для формирования жизнестойкости как психологического качества личности и ее компонентов у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы используют в качестве литературных произведений притчи, приводят примеры смыслового свертывания текстов для получения девизов, демонстрируют техники выделения ключевых словах и работы с вопросами. Данные методы и техники сказкотерапии способствуют закреплению психологических установок у учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Сказкотерапия как психотерапевтическая методика влияет на психофизическое состояние студентов с нарушениями здоровья и способствует формированию у них жизнестойких установок: повышению вовлеченности и контроля над своими поступками, осознанности в принятии вызовов и рисков в жизни.

Abstract

This article addresses the use of fairy tale technique in psychotherapy used to develop resilience as a personal psychological trait in students with special needs. Using parables as literary references, the authors describe the process of producing mottos through semantic compression. Special attention is paid to techniques of identifying keywords and tacking questions. These techniques help to develop stable psychological attitudes in students with special needs. When used in psychotherapy, fairy tales affect the psychophysical condition of such students and contribute to resilience, i. e. greater control of one’s actions and more conscious attitude to risks and challenges.

Скачать статью

Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования

Аннотация

Характеризуются основные особенности нетрадиционных форм организации учебного процесса в высшей школе при профессиональной подготовке педагогических кадров. Акцентируется внимание на потенциале педагогических дисциплин в профессионально-личностном становлении будущих педагогов. Представлены результаты внедрения в образовательный процесс нетрадиционного занятия «Разговор с классиками педагогики сквозь время» в рамках дисциплины «История педагогики».

Abstract

This article describes the main characteristic features of novel approaches to the organization of professional training of university students majoring in pedagogy. Special attention is paid to the contribution of pedagogical disciplines to the professional development of future teachers. The author describes a new module, ‘A dialogue through time with prominent educationalists’, which is part of the ‘History of Pedagogy’ course.

Скачать статью