Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Лингвистика

Из истории складывания русской антропонимической формулы именования в Смоленском крае (по памятникам деловой письменности XVII века)

Аннотация

На материале памятников смоленской деловой письменности XVII века в русле антрополингвистики и социолингвистики рассматривается становление официальной антропонимической формулы именования русского человека в Западном регионе России, на территории, которая в указанный период входила в состав Речи Посполитой, а затем была возращена в состав Московского государства. Акцент делается на специфике процесса.

Abstract

The author studies commercial documents (Smolensk, 17th century) from the perspective of anthropolinguistics and sociolinguistics to trace the development of the official anthroponymic formula in the western region of Russia. At that time, Smolensk was part of the Polish-Lithuanian Commonwealth. The article places emphasis on the specifics of the naming process.

Скачать статью

Функциональная детерминированность речевой организации документного текста

Аннотация

Исследована речевая организация текста Концепции развития как документа стратегического планирования, выявлены факторы, определяющие ее особенности. Анализ текста осуществляется с позиций коммуникативно-жанрового подхода, использующегося в работах современных исследователей, который позволяет дать его целостную характеристику, учитывающую параметры, обусловленные как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами. Характеризуются средства речевой репрезентации основных жанровых элементов. Показана возможность применения коммуникативно-жанрового подхода к описанию речевой структуры текста документов других видов, выполняющих иные функции, что позволит выявить систему использующихся в них лингвистических средств и будет способствовать более успешной деловой коммуникации.

Abstract

This article examines speech aspects of a strategic planning document — the Development Concept — and identifies factors determining its specifics. The text of the Concept is analysed using the communicative-genre approach, often employed in recent research works. This approach produces an integrated picture that takes into account parameters affected by both linguistic and extralinguistic factors. The article describes speech representations of the key genre elements. These are the communicative goal, the image of the author and the addressee, the image of the past and the future, the content of the dictum, the language of a genre, and relevant means of speech representation. The authors conclude that the informative-explanatory function, which is central to the Development Concept, necessitates the use of certain genre elements and relevant language. There is a connection between informativeness and such genre elements as the communicative goal, the image of the author, the image of the addressee, and the content of the dictum. The explanatory function correlates with the composition and content structure, which is shaped by the genre elements of the image of the past and the image of the future. The article shows that the communicative-genre approach can be employed in examining the speech structure of texts fulfilling different functions. This will make it possible to describe the system of linguistic means used in such texts and to ensure efficient business communication.

Скачать статью

Активные процессы в стилистической системе русского языка: стиль vs дискурс

Аннотация

Рассматриваются активные процессы в стилистической системе русского языка, связанные с качественными (изменение языкового «наполнения» функциональных стилей) и количественными (появление новых стилей) ее трансформациями. Анализируется проблема соотношения стилей и дискурсов в качестве коммуникативно-речевых образований и научных понятий, в связи с чем обсуждаются факторы сознания и осознания в качестве критериев их выделения.

Abstract

Current processes in the stylistic system of the Russian language are related to qualitative (changing the language functional styles) and quantitative (the emergence of new styles) transformations. The author explores the correlation of styles and different types of discourse as communicative speech formations. Special attention is given to the cognitive and awareness factors as criteria for the identification of styles and types of discourse.

Скачать статью

Способы экспликации автобиографической памяти в текстах рассказов Германа Гессе

Аннотация

Отмечается значение автобиографической составляющей в сфере литературного творчества. Проводится лингвостилистический анализ текстов рассказов немецкого писателя Г. Гессе, в которых речевой субъект на основе личностной памяти реконструирует собственный прошлый опыт. Специальное внимание уделяется способам языковой актуализации воспроизведения информации о пережитом как элемента автобиографической памяти, а также особенностям вербализации процесса забывания. При этом в качестве подразумеваемых экспликаторов рассматривается ряд специфических стилистических и лексико-грамматических средств, функционирующих в текстах Г. Гессе.

Abstract

The author explores the importance of the autobiographical component in literary works. The article offers a linguostylistic analysis of short stories by the German writer H. Hesse. In these stories, the writer reconstructs his past based on his memories. The article analyses methods of linguistic actualisation and reproduction of past experiences as an integral element of autobiographical memory and describes the verbalisation of obliviscence. The author holds that H. Hesse deliberately uses a number of stylistic, lexical and grammatical means as implied explicators.

Скачать статью

Невербальные элементы кинотекста в семиозисе власти

Аннотация

Одна из основных особенностей современной коммуникации — повышение роли визуальных элементов. Данной тенденции способствовало развитие кинематографа как особой знаковой системы. В науке сложилось понятие кинотекста как текста особой структуры, сочетающей в себе вербальные и невербальные элементы. В случае когда кинопродукция является экранизацией литературного первоисточника, она представляет собой результат интерсемиотического перевода. В настоящее время все большее распространение и популярность получает кинематографический формат телесериала. В статье рассматриваются различные классификации элементов кинотекста и анализируются невербальные знаки, используемые для демонстрации власти в сериалах «Игра престолов» и «Пустая корона», выступающих как интерсемиотический перевод цикла романов Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» и пьес У. Шекспира. Выявляется ряд знаков, относящихся к невербальным лексическим единицам кинотекста, которые были использованы в данных фрагментах с целью подчеркнуть властный статус  персонажей.

Abstract

Contemporary communication is witnessing an increasing role of visual elements. The development of cinema as a special sign system has contributed to this trend. Scholars agree on the definition of the film text as a unique type of text comprising both verbal and non-verbal elements. Film adaptations are an instance of intersemiotic translation. Today, television series are growing in popularity. This article studies various classifications of film text elements and analyses non-verbal signs used to demonstrate power in the ‘Game of Thrones’ and ‘The Hollow Crown’ TV series, which are construed as an intersemiotic translation of G. Martin’s ‘A Song of Ice and Fire’ series of novels and W. Shakespeare’s plays respectively. The author identifies signs serving as non-verbal lexical units of the film text, used to emphasize the authority of a character.

Скачать статью

Лингвистический фокус брендинга территорий

Аннотация

Исследование брендинга территорий как коммуникативного процесса предполагает детальный анализ рекламных и PR-текстов, размещенных на доступных информационных порталах. Данная работа представляет собой лингвистический анализ средств оптимизации маркетинга территорий и установления роли языковых средств в брендинг-дискурсе. В качестве материала исследования выступают тексты (оригинальные и переводные) на русском, английском и немецком языках, размещенные на информационных порталах отдельных регионов или на связанных с официальными ресурсами регионов и городов туристических порталах. Проведенный анализ показал, что лингвистический фокус анализа брендинга должен учитывать коммуникативный формат текста, его жанровые характеристики; коммуникативную функцию текста, его прагматическую задачу; языковые средства осуществления брендирования.

Abstract

The study of territory branding as a part of communicative process requires the detailed analysis of advertising and PR-texts placed on accessible Web-portals. The current study presents a linguistic analysis of means of the territory management optimizing and of defining the role of linguistic means in the branding discourse. The material of the study is the number of texts (original and translated) in Russian, English and German placed on accessible Web-portals of different regions or on accessible official Web-portals of different touristic regions and cities. It was showed that the linguistic focus of territory branding should take into account communicative focus of text, its genre characteristics; communicative function, its pragmatic task; linguistic means of branding.

Скачать статью

Литературоведение

Филиация текста в художественной прозе С. Д. Довлатова. (cтатья вторая)

Аннотация

На материале прозы С. Д. Довлатова исследуется недостаточно изученный интертекстуальный процесс — филиация, или «дочерне-сыновнее» ответвление одного художественного текста в другой, родственный с ним и одновременно самостоятельный, принадлежащий тому же автору. Дается «рабочее» определение филиации, выявляются основные ее принципы: творческое клиширование, удвоение текста, использование «геномов» материнского произведения.

Abstract

The author analyses S. D. Dovlatov’s prose and examines the littlestudied intertextual process of filiation. The filial offshoot of a literary text is related to, and separate from, the initial text and is written by the same author. The study presents a ‘working’ definition of filiation and outlines its basic principles — a creative use of clichés, text reduplication, and the employment of the parent text’s ‘genomes’.

Скачать статью

Грани немецкой ментальности и поиски национальной идентичности в социокультурном контексте Германии на рубеже XXI века

Аннотация

На основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых исследовано своеобразие феномена немецкой ментальности в переходную эпоху объединения Германии, а также осмыслен процесс поисков новой национальной идентичности в социокультурном контексте порубежного времени. Проблемы анализируются на основе диахронического анализа национального литературного сознания. Освещаются психологические, социальные, культурно-политические и идеологические причины амбивалентного характера рецепции феномена носителями разделенной нации.

Abstract

This article studies the works of Russian and international scholars to examine German mentality in the transitional period of the reunification of Germany. Another objective is to analyze the search for a new national identity at the turn of the century in the sociocultural context. To this end, the authors conduct a diachronic analysis of the national literary consciousness. The article identifies the psychological, sociocultural, political, and ideological causes of ambivalence in the reception of the phenomenon by members of a divided nation.

Скачать статью

Наука любви в классическом университете (рассказ Николая Кононова «Амнезия Анастасии»)

Аннотация

На материале рассказа Н. Кононова «Амнезия Анастасии» (1999) рассмотрена изоморфность «университетского» концептуального поля ядру понятийной системы писателя. Показано, как в результате языковой игры номинации наук — филология, физика, медицина — сводятся к науке любви с акцентом на концептах «ego» и «тело». Определена роль интертекстуальных отсылок к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Продемонстрировано, что явные и скрытые номинации наук определяют статус текста как автобиографии.

Abstract

Based on N. Kononov’s short story ‘Anastasia's Amnesia’ (1999), this article considers the isomorphism between the conceptual field of ‘university’ and the core of the author’s conceptual system. The language game with the names of disciplines — philology, physics, medicine — reduces them to a science of love with a focus on the concepts of ‘ego’ and ‘body’. The article explores the role of intertextual references to A. S. Pushkin’s ‘Eugene Onegin’ and shows that the implicit and explicit names of sciences determine the autobiographical status of the text.

Скачать статью

Педагогика и психология

Имитационное моделирование как один из методов математической теории обучения

Аннотация

Дальнейшее развитие теоретической педагогики и теории обучения тесно связано с использованием методов математического и компьютерного (имитационного) моделирования процесса обучения. Обсуждаются трудности и особенности применения формальных методов для исследования дидактических систем, выявлены основные этапы создания имитационных моделей, предложена компьютерная модель процесса изучения совокупности несвязанных элементов учебного материала (на примере букв алфавита), представлены получающиеся графики изменения количества знаний ученика и его мотивации с течением времени. Методологической основой исследования являются работы по математической теории обучения, изучению плохоформализуемых слабоструктурированных систем, когнитивному управлению, имитационному моделированию, нечеткой логике, методологии мягких систем.

Abstract

Further development of theoretical pedagogy and the theory of learning is closely connected to the use of mathematical and digital techniques in learning process simulations. This article explores formal methods for studying a didactic system as well as difficulties in employing them. The author describes key stages of simulation development and presents a simulation of unrelated study material elements (using letters of the alphabet as an example). The charts show temporal changes in students’ knowledge and motivation. Research works on the mathematical theory of learning, and the analysis of semiformalized and semistructured systems, research into cognitive and simulation management, fuzzy logic and soft system methodology comprise the methodological framework for the study.

Скачать статью

Сказкотерапия как метод формирования жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью

Аннотация

Рассмотрено применение методики сказкотерапии для формирования жизнестойкости как психологического качества личности и ее компонентов у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы используют в качестве литературных произведений притчи, приводят примеры смыслового свертывания текстов для получения девизов, демонстрируют техники выделения ключевых словах и работы с вопросами. Данные методы и техники сказкотерапии способствуют закреплению психологических установок у учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Сказкотерапия как психотерапевтическая методика влияет на психофизическое состояние студентов с нарушениями здоровья и способствует формированию у них жизнестойких установок: повышению вовлеченности и контроля над своими поступками, осознанности в принятии вызовов и рисков в жизни.

Abstract

This article addresses the use of fairy tale technique in psychotherapy used to develop resilience as a personal psychological trait in students with special needs. Using parables as literary references, the authors describe the process of producing mottos through semantic compression. Special attention is paid to techniques of identifying keywords and tacking questions. These techniques help to develop stable psychological attitudes in students with special needs. When used in psychotherapy, fairy tales affect the psychophysical condition of such students and contribute to resilience, i. e. greater control of one’s actions and more conscious attitude to risks and challenges.

Скачать статью

Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования

Аннотация

Характеризуются основные особенности нетрадиционных форм организации учебного процесса в высшей школе при профессиональной подготовке педагогических кадров. Акцентируется внимание на потенциале педагогических дисциплин в профессионально-личностном становлении будущих педагогов. Представлены результаты внедрения в образовательный процесс нетрадиционного занятия «Разговор с классиками педагогики сквозь время» в рамках дисциплины «История педагогики».

Abstract

This article describes the main characteristic features of novel approaches to the organization of professional training of university students majoring in pedagogy. Special attention is paid to the contribution of pedagogical disciplines to the professional development of future teachers. The author describes a new module, ‘A dialogue through time with prominent educationalists’, which is part of the ‘History of Pedagogy’ course.

Скачать статью