Гуманитарные и общественные науки

2017 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Городской транспорт Калининграда в советское время через призму семейных фотоархивов

Страницы / Pages
60-76

Аннотация

В ракурсе «визуального поворота» в социальных и гуманитарных науках рассматривается социокультурная значимость развития транспорта в СССР в так называемых трофейных городах на примере Калининграда. На основе семейных фотоархивов 1950—1980-х гг., представленных в цифровом проекте Балтийского федерального университета им. И. Канта «Народный альбом», предпринимается попытка осознать роль общественного, рабочего и личного транспорта в жизни советского человека.

Abstract

The article attempts to analyse the socio-cultural significance of transport development in the USSR within the framework of ‘visual turn’ in social sciences and the humanities. The author uses family photo archives of the 1950s—1980s, presented in the "People's Album", a digital project of the Immanuel Kant Baltic Federal University, to explore the role of the public, company and personal transport in the life of the Soviet people.

Список литературы

1. Gatejel L. The Wheels of Desire. Automobility Discourses in the Soviet Union //Towards Mobility. Varieties of Automobilism in East and West. Corporate History Department of Volkswagen Aktiengesellschaft Manfred Grieger, Ulrike Gutzmann,  Dirk Schlinkert. Wolfsburg, 2009. P. 59.
2. Urry J. Sociology beyond Societies. Mobilities for the twenty-first century. L. ; N. Y., 2000.
3. Баранова В. В., Фостова С. А. Создание цифрового фотоархива «Калининград советский. Народный фотоальбом» // Исторические исследования в цифровую эпоху: информационные ресурсы, методы, технологии : матер. XV Международной конференции ассоциации «История и компьютер»: Москва — Звенигород, 7—9 октября 2016 г. МАКС Пресс, 2016. (Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» № 45. Спецвыпуск). С. 138—139.
4. Беловинский Л. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни. М., 2015.
5. Большая советская энциклопедия. М., 1976. Т. 25.
6. Борисов В. И. Автомобиль М-21 «Волга». М., 1962.
7. Гольц Г. А. Транспортно-географические закономерности и пространственно-временные свойства расселения в городах и агломерациях // Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001. С. 58—63.
8. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001.
9. Добренькая М. В. Москва второй половины 1940-х — первой половины 1950-х гг.: формирование образа города в документальной фотографии : автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2010.
10. Калининградская правда. 1961. № 86. С. 3.
11. Калининградская правда. 1984. № 195. С. 3.
12. Мирская М. Л. Автомобиль в советской культуре. Препринт WP20/2013/03 Серия WP20 Философия и исследования культуры. М., 2013.
13. Радченко И. С. Организация функционирования пассажирского транспорта в инфраструктуре города : дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2005.
14. Санков В. Транспорт СССР. М., 1986. Ч. 1. С. 215—217.
15. Саркисова О., Шевченко О. В поисках советского прошлого: Любительская фотография и семейная память // Новое литературное обозрение. 2015. № 131.
16. Трубина Е. Г. Город в теории: опыт осмысления пространства. М., 2011.
17. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы, 1986—1989 гг. М., 1993.