Филология, педагогика, психология

2017 Выпуск №4

Филиация текста в художественной прозе С. Д. Довлатова (статья первая)

Аннотация

На материале прозы С. Д. Довлатова исследован недостаточно изученный интертекстуальный процесс — филиация, или «дочерне-сыновнее» ответвление одного художественного текста в другой, родственный с ним и одновременно самостоятельный, принадлежащий тому же автору. Дано «рабочее» определение филиации и выявлены основные ее принципы: творческое клиширование, удвоение текста, использование «геномов» материнского произведения.

Abstract

This article considers SD Dovlatov’s prose to examine the little-studied intertextual process of filiation. The filial offshoot of a literary text is related to, and separate from, the initial text and is written by the same author. The study presents a ‘working’ definition of filiation and outlines its basic principles — a creative use of clichés, text reduplication, and the employment of the parent text’s ‘genomes’.

Скачать статью

Христианский контекст сказок Г. Х. Андерсена: к вопросу жанровой специфики

Аннотация

Христианский контекст сказок Г. Х. Андерсена рассматривается в аспекте жанровой специфики с учетом эволюции творчества писателя. Высказывается мысль об особом характере романтизма сказок Андерсена, обусловленного его христианским мировоззрением. На ряде примеров прослеживается христианская аксиология сказок писателя, демонстрируется их аллегоричность и притчевый характер. В произведениях Андерсена прослеживается особый тип двоемирия, отличающийся от такового в сказках немецких романтиков целостностью, отсутствием трагического раскола и типом героя, обладающего чертами христианского идеала смирения и жертвенной любви.

Abstract

The Christian context of H. C. Andersen’s fairy tales is considered from the perspective of the genre confines in view of the evolution of the author’s oeuvre. It is argued that the romanticism of Andersen’s fairy tales is rooted in his Christian worldview. The article traces the Christian axiology of Andersen’s fairy tales and emphasises their allegoric and parabolic nature. Andersen’s works introduce a certain type of ‘two-worldliness’, which is distinct from that of German romantics' fairy tales. Andersen’s fairy tales are distinguished by wholeness, the absence of a tragic rift, and the presence of characters embodying the Christian ideal of humility and sacrificial love.

Скачать статью

Рок-поэзия между музыкой и словом: драйв и поэтика текста

Аннотация

Эстетика русской рок-поэзии характеризуется через понятие «драйв» как объединяющее художественную специфику музыкального и словесного рядов в тексте рока. Ставится вопрос о поэтической стратегии, соответствующей эстетике драйва в рок-песне, очерчивается система средств выражения, которая реализует данную стратегию в поэзии русского рока и актуальна для всего контекста, независимо от разнообразия стилистических направлений.

Abstract

The aesthetics of Russian rock lyrics is described through the concept of ‘drive’ as a common artistic feature in rock music and lyrics. The author analyses the poetic strategy characteristic of rock songs’ drive aesthetics and outlines the system of expressive means implementing the strategy in the poetry of Russian rock. This system is applicable to the entire context, regardless of the diversity of rock styles.

Скачать статью

«Снаружи всех измерений»: имперсональная топика Егора Летова

Аннотация

Статья посвящена исследованию мотивного комплекса имперсональности в поэтике Егора Летова, рассмотренного в единстве устойчивых образных рядов и типовых стратегий поэтического языка. Существование в мире, по Летову, представляет собой движущуюся границу, в постоянном утверждении-преодолении которой концептуализируется бытие лирического Я; этот экзистенциальный конфликт, чьим присутствием отмечены стихи и песни разных периодов творчества Егора Летова, рассматривается как одна из важнейших констант его персональной поэтической онтологии.

Abstract

The article explores the motive complex of impersonality in Yegor Letov's poetics as a unity of stable figurative series and typical strategies of poetic language. Confirmation-overcoming of the borders of I is an existential conflict, which is one of the most important constants of Yegor Letov's personal poetic ontology.

Скачать статью